Люди и встречи московские

В начале 1957 года в Московском центральном доме работников искусств на Кузнецком мосту открылась выставка Ильи Глазунова, ленинградского студента Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В экспозиции были представлены восемьдесят произведений, значительное место среди которых занимали портреты современников: писателя и историка Николая Анциферова, поэтессы Ксении Некрасовой, Лилии Яхонтовой, а также портреты актеров французского театра «TNP».

Выставка произвела небывалый успех. Тысячи посетителей стояли в очередях, для регулирования которых была приглашена конная полиция. Среди посетителей были представители московской интеллигенции, поэты, писатели, режиссеры, актеры, иностранные журналисты, послы… Дважды посетил выставку министр культуры СССР Н.А. Михайлов, который привел с собой польского посла. Илья Глазунов вспоминал, что среди многочисленных благодарных отзывов особенно ему запомнилась восторженная записка, переданная ему от гостей и подписанная Евгением Евтушенко и Беллой Ахмадулиной, пожелавшими встретиться с художником.

На выставке Ильи Глазунова особое внимание посетителей привлекла серия портретов актеров Французского Национального народного театра «TNP», возглавляемого Жаном Виларом. Актеры выступали с гастролями в России и в 1956 году по предложению журнала «Театр», Илья Сергеевич создал удивительные по своей виртуозности воплощения графические образы. Художник вспоминал, что работая над изображениями его «поразило нервное одухотворенное лицо Марии Казарес, покорившей советских зрителей в фильме «Красное и черное»; поразило и то, что она, побывав во многих городах мира, считала Ленинград своим любимым городом. При работе над портретом Даниэля Сорано навсегда врезались в память интеллигентность его облика «создателя образа кардинала Ришелье», солнечность Зани Кампан, а портреты Моник Шометт передали «острую пряность ее красоты». Созданы портреты были необычным материалом, не известным ранее ни московской публике, ни иностранным гостям.

В своих графических портретах, начиная с конца 1950-х годов, Илья Глазунов обратился к новой технике, которой до него фактически не пользовался ни один мастер. Художник использовал материал, напоминающий прессованный уголь, который изготавливался только в СССР и назывался черный соус. «Соус, – писал Илья Сергеевич, – это удивительный материал, которым некоторые наши художники пользовались, разводя водой, как акварелью. А для меня его божественный черный тон звучал, как звук органа, от нежнейшего «pianissimo» до мощной силы «crescendo», напоминая своей нежностью и мощью токкату Баха, дающий художнику необычайные возможности. Окрашенный тон есть живопись. Для меня, как для художника, был самым счастливым тот день, когда я открыл все богатство соуса, сочетаемого с сангиной и пастелью. Большинство моих графических работ – портреты и образы русской классической литературы – исполнены именно в этой технике».

Глубок по своей психологической характеристике образ знаменитого петербургского писателя и историка Н.П. Анциферова, – автора столь любимых художником книг: «Душа Петербурга» и «Петербург Достоевского». Его лицо притягивает своим пристальным, но словно обращенным в себя взглядом задумчивых мудрых глаз. «На всю жизнь мне будут памятны часы работы над портретом, – вспоминал Илья Глазунов, – Бедная обстановка московской квартиры, книги на столе, гора листов бумаги, исписанных твердым почерком. Я счастлив, что судьба свела меня с этим великим представителем русской патриотической петербургской интеллигенции». В художественном решении портрета И.С. Глазунов демонстрирует виртуозное владение линией, штрихом и рисунком.

Портрет поэтессы Ксении Некрасовой интересен своим «живым» графическим рисунком. В ее изображении будто живет творческая мысль. Современники говорили, что были проникнуты не только необыкновенным сходством портрета, но и точной фиксацией в нем момента творческого напряжения, рождающего ее необычные поэтические образы.

Присущее Илье Глазунову умение верно схваченной деталью выделить главное в характере портретируемого позволяет зрителю почувствовать судьбу изображенного человека. Штрих, контур, линия воспроизводят настроение, движение мысли и чувств, выводит сокрытое в личности, показывает обстановку… С какой свободой и легкостью исполнен соусом портрет Лилии Яхонтовой. Большие темные глаза, полные внутренней скорби и словно уплывающие линии орнаменты на одежде вдовы актера и чтеца Владимира Яхонтова, ярко демонстрируют одиночество ее натуры и быстротечность времени.

После ошеломительного успеха персональной выставки Илья Глазунов получил приглашение Комитета молодежных организаций принять участие в работе международной художественной студии в ЦПКиО и экспонировать свои произведения на Международной выставке изобразительного и прикладного искусства, проходящей в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Окончив институт, летом 1957 года Илья Сергеевич переехал в Москву. Он вспоминал, что Москва потрясла его своей кипучей деловой жизнью, на улицах развивались флаги многих стран мира. В ЦПКиО в многочисленных павильонах была организована выставка молодых художников, на которой он представил свои произведения «Сумерки» и «Любовь». Сейчас их можно увидеть в экспозиционном зале № 5.

Илья Глазунов познакомился со многими интересными и яркими людьми, представителями будущей советской интеллигенции, среди которых были не только люди творческих профессий, но и журналист Том Колисниченко, сценарист и писатель Артур Макаров, будущие политики Евгений Примаков и Степан Ситарян.

Работать на фестивале предстояло в студии, где вместе с Ильей Сергеевичем находились около тридцати мастеров. В студию постоянно приводили почетных гостей и за короткое время художники должны были сделать портреты. Затем готовые рисунки выставлялись у стены, гость выбирал лучший из них и увозил его с собой на память о посещении Москвы.

В студии многих поразило умение И.С. Глазунова быстро и точно схватывать на лету портретируемый образ: «Вот перед нами села позировать французская актриса Анна Мишар. Рядом со мной расположился с мольбертом молодой симпатичный парень – это был Илья Глазунов. В нашем распоряжении имелось всего 40 минут. И за это время он успел создать великолепный, страстный, выразительный рисунок. Художники, собравшись в кружок, оживленно обсуждали этот факт и, надо признаться, были немало удивлены», – вспоминал позднее художник Владимир Корбаков.

Илья Глазунов с самого начала творческого пути обладал удивительным даром – за короткий срок уловить и передать не только внешнее сходство модели, но и выразить в работе характер человека. Будь то быстрый графический рисунок или детально проработанный портрет, он избирал такую художественную форму, цветовое и композиционное решение, которые наиболее точно соответствовали бы внутреннему миру изображенного.

Вспоминая о своей работе, И.С. Глазунов писал, что был очень смущен, но в течение двух дней все гости павильона выбирали только его портреты, что, разумеется, не нравилось коллегам. После двух дней плодотворной работы Илья Глазунов был отстранен, чтобы другие авторы могли проявить себя и подарить свои произведения посетителям фестиваля.

Москва стала для художника городом, где ему предстояло жить и работать. В конце 1950-х годов собственной мастерской он не имел, государственных заказов не получал. Испанский скульптор Дионисио Гарсиа поддержал Илью Глазунова и предоставил ему свою четырехметровую кладовку на улице Воровского (ныне Поварская). С помощью Евгения Евтушенко все работы И.С. Глазунова из общежития на Ленинских горах были перевезены в дом на Кутузовский, где жили деятели советского кино. Е.А. Евтушенко посвятил этому переезду стихотворение, упомянув как снежные струи били в лицо Ксюши Некрасовой, портрет которой он нес в своих руках. Еще одно стихотворение «Когда я думаю о Блоке…» было посвящено Илье Глазунову.

Важную роль в жизни Ильи Глазунова сыграл Сергей Владимирович Михалков, всемирно известный детский писатель, автор гимна СССР. Он оказывал поддержку и покровительство художнику в самые тяжелые годы жизни. «Семья Михалковых стала для меня светом в окне… Должен с благодарностью заявить, что в своем становлении обязан, прежде всего, Сергею Владимировичу Михалкову, воистину доброму старшему Другу, благодаря которому я всплыл со дна гибельной для меня пучины, уничтожавшей меня как русского художника и гражданина», – вспоминал И.С. Глазунов.

Илья Сергеевич неоднократно создавал портреты С.В. Михалкова, отражая в них исключительный ум, благородство души модели и свою огромную признательность.

С.В. Михалков вспоминал о художнике: «Я поверил в него, когда увидел спящим на полу в кладовке какой-то коммунальной квартиры на улице Воровского. Я помогал его прописке в Москве вместе с кинорежиссером Герасимовым. Я хлопотал за него перед Екатериной Алексеевной Фурцевой, потому что имел такую возможность, я хлопотал, потому что чувствовал: Глазунов находился в таких периодах своей жизни, когда эти периоды могли его загубить».

Свое состояние тех лет художник отобразил в графическом автопортрете «Лестница». Работа, как и значительная часть графики художника 1960-х годов, тяготеет к лаконизму, условности языка, выразительности линии и силуэта. Острая диагональная композиция графического листа передает зрителю ощущение преодоления, устремленности к вершине.

Илья Глазунов вспоминал, что в первые три года в Москве все его произведения были исполнены на бумаге или на картоне. Жить приходилось случайной работой над портретами, которые ему заказывали представители московской интеллигенции. Известный актер Максим Штраух, сыгравший в кинофильме Ленина и так в жизни на него не похожий, заказал Илье Сергеевичу портрет своей жены, актрисы Юлии Глизер. В эти же годы были созданы портреты Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной, выдающегося советского кинорежиссера Марка Донского, поэтов Андрея Вознесенского и Бориса Слуцкого.

Яркий экспрессивный образ представляет портрет мексиканского художника Давида Сикейроса. Он позировал Илье Глазунову в гостинице «Москва» всего 10 минут, опаздывая на самолет. О том какое впечатление произвел на него графический рисунок наглядно говорит надпись на нем: «Глазунов – великий художник… Все, кто его не понимают, – дураки. Я его приветствую. 1958 год».

Совершенно иной в художественном воплощении портрет Юрия Гагарина. Он был создан сразу по возвращении первого космонавта на землю. Его образ проникнут необычайным обаянием.

В портрете психиатра К.М. Дубровского Илья Глазунов сумел передать гипнотическую силу взгляда этого человека. Его лицо, обращенное на зрителя, выражает волевое напряжение. Важной составляющей портрета служит темный графический фон, усиливающей контраст светлого лица с чуть заметно подсвеченными пронзительными голубыми глазами, словно появляющиеся из темноты, которую создает богатая фактура черного соуса.

В Москве И.С. Глазунов познакомился с лучшими представителями творческой интеллигенции и создал удивительную по своему разнообразию стилей, графических материалов и художественных образов галерею портретов современников. Среди них мексиканский художник Давид Сикейрос, писатели Сергей Михалков и Николай Анциферов, поэтесса Ксения Некрасова и Лилия Яхонтова, а также поэты Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский, актер Марк Донской, актрисы Юлия Глизер и Людмила Касьянова, первый космонавт Юрий Гагарин, врач-психотерапевт Казимир Дубровский и другие.

Многие из представленных на выставке портретов экспонируются впервые. Когда рассматриваешь представленные произведения, невольно забываешь о технике, о манере исполнения. Захватывает, прежде всего, умение художника выразить мир идей и чувств своих героев.

В области графического искусства портрета Илья Глазунов достиг высокой выразительности рисунка. Исходя от идеи образа, он часто использовал разные графические приемы: энергичный штрих соуса, воздушную невесомость пастели или деликатную легкость рисунка. Средствами графики художник доносит до зрителя чувства, мысли и переживания портретируемого, открывает свое отношение и понимание образа. Все эти портреты объединяет глубокий психологизм, умение разгадать внутренний мир человека, выразить его духовную жизнь.

Однажды Лилия Яхонтова сказала Илье Глазунову: «Чем сильнее отношение художника к действительности, тем сильнее искусство». Ее слова как ничто лучше характеризуют все творчество величайшего художника современности Ильи Сергеевича Глазунова.

Выставка открыта по 30 июня 2024 года.

Square thumb 01dsc 8526
Square thumb 03dsc 8524
Square thumb ksv 8786  1
Square thumb 04dsc 8525
Square thumb ksv 8790  1