Лагерь половцев

1978 год

Эскиз декорации к опере А.П. Бородина «Князь Игорь»
Картон, темпера. 60х90 см.
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Третье действие продолжалось в стане половецкого хана. В декорации «Лагерь половцев» Илья Глазунов создал образ степной Азии. Плененный русский князь Игорь Святославович и княжич Владимир наблюдали за войском хана, вернувшегося с победой в свой лагерь. В этот момент они решили бежать из плена, к великой печали дочери половецкого хана Кончаковны, которую связывала с молодым княжичем страстная любовь.

Живописец использовал сдержанный колорит, построенный на сочетании жемчужно-серых оттенков неба и светло-зеленых – земли. На жертвы прошедшей битвы указывают кроваво-красные отсветы пламени ритуального костра, сложенного вокруг языческого идола. Над степью кружат вороны – птицы, которые предсказывали несчастья. В левой части декорации художник изображает военный лагерь – именно половецкие шатры становятся ярким цветовым акцентом, и Илья Сергеевич Глазунов усилил их доминирующую роль, использовав богатые восточные орнаменты.