"Черты народной красоты..." Образы Н.С. Лескова в иллюстрациях Ильи Глазунова
0+
Представленная вниманию зрителя выставка воплощает в иллюстрациях Ильи Глазунова удивительный мир народной Руси, созданный самобытным русским писателем Николаем Семеновичем Лесковым (1831-1895). Яркая образность, виртуозное владение живым разговорным языком и поэзия народного фольклора возвели творчество Лескова в золотой фонд классической литературы. Своими повестями и рассказами писатель утверждал подлинную народность в русской литературе. Жизнь простых людей на страницах произведений Лескова отражает само бытие народного духа. Вера как главная опора, терпимость, желание послужить общественной пользе, доходящее до самопожертвования, мечта о справедливости и красоте – вот незыблемые нравственные ценности его героев.
В 1973 году Илья Глазунов создал графический цикл к рассказам и повестям Лескова для собрания сочинений в шести томах, вышедшего в «Библиотеке «Огонька». Будучи большим знатоком и ценителем русской классической литературы, художник всегда принимался иллюстрировать произведения лишь наиболее близких ему по духу и мировоззрению писателей. Осмысление Лесковым национального исторического пути, большой интерес к жизненному укладу простого крестьянина и глубокий патриотизм его героев безусловно отвечают взглядам Ильи Глазунова. Результат работы художника над книжным оформлением в очередной раз превзошел привычное понятие иллюстрации. Глубина психологических характеристик и мастерство исполнения сделали эти графические листы самоценными художественными произведениями. Пейзажи русского простора, воссоздающие атмосферу прозы писателя, сюжетные сцены и, прежде всего, портретные образы персонажей демонстрируют совершенное знание художником исторического костюма и интерьера, ярко обрисовывают характеры, типичные для народа, сословия, времени. Авторские оригиналы этих иллюстраций разошлись по частным и музейным собраниям.
В экспозицию данной выставки, приуроченной к 185-летию со дня рождения Николая Лескова, вошла 21 иллюстрация из фондов Картинной галереи Ильи Глазунова, Пензенской картинной галереи им. К.А. Савицкого и Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга. Это лишь часть графических работ художника к произведениям Лескова, но и они дают исчерпывающее представление о своеобразии прочувствования и воплощения Ильей Глазуновым образов писателя.
Одна из самых мрачных повестей Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), раскрывает тему умопомрачительной страсти, толкающей на преступление, и неизбежного возмездия. Невинной жертвой становится мальчик Федя, чистый и печальный облик которого появляется в одной из представленных на выставке работ. Художник вновь обращается к теме страдания детей как меры жестокости мира, глубоко разработанной им в иллюстрациях к произведениям Ф.М. Достоевского. Портрет Феди − символ полный социально-философского смысла, напоминающий о явлениях действительности, которым нет оправдания. Илья Глазунов, раскрывая драму произведения, акцентирует внимание не на сюжетном действии, а на внутреннем содержании героев, и особенно привлекают его натуры-стихии, сильные и горящие. Острую психологическую трактовку получает в иллюстрациях главная героиня этого произведения, купеческая жена Катерина Измайлова − женщина решительная и страстная, идущая до предела в своих чувствах, которую не пугает никакое противодействие, даже каторга.
Напротив, особенно светлым и радостным настроением выделяется среди прочих иллюстрация «В пути» к рассказу «Запечатленный ангел» (1872), повествующему о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. Обращаясь к произведению созвучному древнерусским сказаниям о чудотворных иконах, художник опускает все бытовые подробности приключений героев, оставляя зрителю главное − ощущение силы и непобедимости людей, объединенных верой и устремленных к светлому идеалу.
Образ мастерового, главного героя повести «Левша» (или «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе») в интерпретации Глазунова предстает в атмосфере глубокого драматического состояния. Художник в портрете народного умельца передает и мысль о драгоценности творческого дара, и предчувствие его трагической судьбы. Национально-патриотическая тема, поднятая Лесковым в этом произведении, достигает апогея в финальном эпизоде последних минут жизни Левши, который и, умирая, беспокоится только об одном: как довести до царя, что ружья нельзя чистить кирпичом, «а то храни бог войны, они стрелять не годятся».
Воспевая народный творческий гений, Лесков никогда не идеализировал мир простых людей, отмечая их заблуждения и пустословие. Показательным в этом смысле является рассказ «Пугало» (1885), главного героя которого слухи и крестьянская молва окрестили колдуном и разбойником. Все предубеждения о леснике Селиване рассеялись, когда случай раскрыл людям честность натуры этого добрейшего «пугала». В иллюстрации Ильи Глазунова Селиван − лесной дух, диковатый и нелюдимый, но несомненно притягательный, где о скрытом величии души персонажа скажет зрителю взгляд чистых голубых глаз.
Колоритное и могучее воплощение национальный характер получил в образе Ивана Северьяныча Флягина, героя произведения «Очарованный странник» (1873). Лесков дал красочную характеристику своему персонажу: «…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Жизненный путь Ивана Флягина без преувеличения можно назвать символом физической и нравственной стойкости русского народа среди выпадающих на его долю испытаний судьбы. Необычайно сильный, смелый, искренний и прямодушный до наивности, отзывчивый на чужое горе, скитается он по Руси в поисках дела по своим могучим плечам. Итог земным страстям и борениям персонажа Илья Глазунов подводит в портретном облике очарованного странника. «Мне за народ умереть хочется» − эти слова Ивана Флягина, могли бы послужить эпиграфом к образу, воплощенному в иллюстрации художника.
В упомянутых выше и многих других работах, представленных на выставке, художник не просто максимально приблизился к литературному первоисточнику, но глубоко проник в духовный мир героев Николая Лескова. По точности и богатству передачи характеров и поэтики, эмоциональной насыщенности данный цикл без сомнения относится к лучшим образцам отечественной иллюстрации. Атмосферу графики Ильи Глазунова на выставке дополнят подлинные народные костюмы из обширного собрания художника.