Музей сословий России
Музей сословий России был открыт 12 июня 2017 года. Его создатель – всемирно известный художник Илья Сергеевич Глазунов, который передал городу Москве свою личную художественную коллекцию. Его собрание предметов искусства формировалось начиная с пятидесятых годов прошлого века. Сегодня коллекция Ильи Глазунова признана специалистами одной из лучших. Многие памятники отечественной культуры сохранились только благодаря ему и были спасены от уничтожения – например, древние иконы или царские портреты.
Интерьеры и внешний облик здания Музея сословий выполнены по эскизам Ильи Глазунова, который лично разрабатывал экспозицию каждого зала. Музей сословий России обладает одной из самых интересных и красивых экспозиций.
Этот музей – об отечественном культурном наследии, о традициях и жизни русского общества до революции 1917 года.
Музей сословий России, созданный Ильей Глазуновым, – и о нем самом, ведь он отражает уникальный вкус художника и собирателя, его научные интересы, его авторское видение картины русской жизни и самого образа России, которую он сохранил для нас в бесценных памятниках искусства. Илья Глазунов создал свою картину «русского мира», в своем тонком понимании красоты повседневности навсегда ушедших времен.
Публицист и философ М.О. Меньшиков писал: «Сословия – это разграничения по труду… Сословия были трудовыми профессиями, корпорациями весьма реального, необходимого труда. Дворянство было органом обороны народной, органом управления. Оно действительно воевало. Рождаясь для войны, оно часто умирало на войне. Духовенство действительно управляло духом народным; доказательство – глубокая религиозность того времени и уважение к священству. Купечество торговало и ничем другим не увлекалось, ремесленники занимались ремеслами, земледельцы земледелием… Этот порядок вещей дал возможность расцвести чудной цивилизации…»
ДВОРЯНСКОЕ СОСЛОВИЕ
Дворянство было сословием, которое создавало и защищало государство. Всего 1,5% населения России составляли дворяне, утверждала перепись 1897 года. Это очень маленькая цифра. При этом почти все самое значимое в культуре России XVIII – начала XX века было связано исключительно с дворянским сословием.
Именно это сословие выработало те образовательные и социальные нормы, которые стремились усвоить последующие поколения. Дворянская литература стала русской классической литературой, дворянская модель образования определила господствующие идеи русской, а затем и советской педагогики. Эпоха Петра положила начало формированию дворянства как самостоятельного сословия, при этом оно не было свободным: существовали всеобщая рекрутская повинность, запрет на выбор места жительства, Табель о рангах, которая определяла место человека в государственной иерархии. Золотой век русского дворянства приходится на время правления Екатерины Великой. Право на праздность, которое даровало дворянам государство Российское, оказалось мощнейшим фактором развития российского общества. В перечень престижных занятий дворян попадают литература, наука, искусство, музыка, театр.
Илья Сергеевич задумал оформить интерьеры в виде анфилады комнат, где разместил предметы из своего собрания. В пяти залах представлены шедевры западноевропейской живописи (Д. Винкбонс, Д. Досси, П. Морелсе, Л. Джордано, Дж. Панини, Ж.Л. Вуаль, Ф. Наполетано, К. Верне и др.) и русской живописи (Д. Левицкий, В. Боровиковский, Ф. Толстой, М. Нестеров, В. Суриков, Т. Нефф, С. Жуковский, С. Колесников и др.), мебель из красного дерева и карельской березы, гравюрный кабинет с уникальными коронационными альбомами русских монархов, эстампами, редкими предметами сольвычегодских эмалей, иллюминированными рукописями, памятными медалями, а также бронзовые часы, скульптура, светский костюм второй половины XVIII и начала XIX века.
Здесь отражены монархические убеждения И.С. Глазунова, его эстетические предпочтения и тонкий вкус художника, который в течение всей жизни собирал и сохранил для потомков осколки богатейшей культуры, ее национальное достояние.
ДУХОВНОЕ СОСЛОВИЕ
Второе сословие – православное священство, олицетворяющее Россию как хранительницу христианской веры и самого духа народа. Именно культура русского православия сформировала неповторимый духовный облик Отечества и обогатила мировую художественную культуру. Открытие русской иконы произошло на рубеже XIX–XX веков, когда лучшие представители интеллигенции начинают собирать древнерусскую живопись, исследовать памятники иконописи, церковного искусства, устраивать выставки и писать монографии. Но это движение было прервано начавшейся Первой мировой войной и революцией 1917 года.
Особое значение имеет то, что Илья Сергеевич Глазунов был одним из первых в период продолжающегося уничтожения произведений древнерусского искусства и хрущевских гонений на Церковь, в начале 1960-х годов, кто начал спасать и сохранять иконы, деревянную полихромную скульптуру, меднолитую пластику. В это же время художник организовывает патриотический клуб «Родина», стоит у истоков Всероссийского общества охраны памятников, где ведется борьба за сохранение исторического и культурного наследия России. Многие экспонаты – признанные шедевры иконописи – имеют свою историю спасения. И.С. Глазунову удалось сохранить от уничтожения десятки памятников древнерусской живописи: иконы сжигали, заколачивали ими двери и окна, в святые лики стреляли.
Собрание икон Ильи Глазунова представляет собой антологию русского церковного искусства XV – начала XX века. Ни в одном музее нет подобного собрания, в котором были бы так последовательно представлены особенности и своеобразие русской иконной живописи последнего пятисотлетия – от Московской Руси до эпохи модерна. Среди них много икон редкой иконографии, с необычными окладами (из амальгамы, с басмой, расшитые рубленым перламутром). Представлены почти все иконописные центры России: Москва, Русский Север, Поволжье. Три великолепные «столбовые» иконы XVIII века ярославской школы – «Собор Архангела Михаила», «Преображение» и «Троица Ветхозаветная» – являются редчайшими образами такой величины (более 2 м в высоту), которых сохранилось крайне мало в отечественных музеях.
На высочайшем художественном уровне исполнены уникальные двенадцать икон двунадесятых праздников московской Оружейной палаты, для которых Илья Сергеевич создал удивительный по красоте зал в стиле рубежа XVII–XVIII веков.
В залах также можно увидеть мебельный гарнитур и хоругвь «Союз русского народа», выполненные по эскизам В.М. Васнецова, стол с росписью И.А. Билибина, лицевое шитье XVI века «Свт. Никола Можайский», предметы медного литья и ростовской финифти, а также полихромную деревянную скульптуру из собрания художника.
КРЕСТЬЯНСКОЕ СОСЛОВИЕ
К 1917 году в России самым многочисленным сословием было крестьянство – более 80% от общего населения. На его плечах лежало материальное благополучие страны, и крестьянин был не просто основой государства – он был хранителем русской народной культуры.
В основе уклада жизни лежал церковный календарь с его постами и праздниками, а также обычаи предков, которые сохранились в древних орнаментах росписей и вышивки на предметах быта и костюма, формах и этимологии названий головных уборов, обрядах, песенной культуре. В них отражены важнейшие аспекты национального менталитета и понимания красоты.
В первом зале Илья Сергеевич Глазунов воссоздал интерьер северной избы с настоящей, сложенной по традициям русской печью. Шкаф с заборкой, старинный опечек с изображенным на нем львом, резные оконные наличники – все это когда-то было частью крестьянских домов Вологодской и Олонецкой губерний. Здесь можно также увидеть медную и деревянную посуду, домашнюю утварь, а на стенах – увеличенные со стеклянных негативов В.М. Шульца изображения северных деревень и сцен из крестьянской жизни. Эти уникальные негативы были приобретены И.С. Глазуновым в 1990-х годах и до этого нигде публиковались.
В залах экспонируется большая коллекция ситценабивных и шелковых платков и шалей из собрания Ильи Глазунова – в фондах галереи их насчитывается более пятисот. Некоторые платки отображали памятные исторические события, важные моменты русской истории. На протяжении всего XIX века именно русским ситцем был заполнен весь мир: Россия к концу столетия потеснила на рынках Средней Азии «законодательницу мод» в производстве набивных тканей – Англию.
Многообразие резных и расписных прялок, вышитых и тканых полотенец, сундуков, саней, ларцов, колокольчиков, самоваров, лубков создает полную картину мира народного искусства XVII – начала XX века. Как особое явление культуры народное искусство отражало потребность украшать быт и труд. Сейчас многие предметы, которыми когда-то пользовались наши предки, являются ценными экспонатами музея.
Богатейшее собрание народного костюма двадцати губерний России отражает всю красоту и мощь русского народа, его неисчерпаемую творческую фантазию и мастерство. До революции 1917 года на севере крестьянки одевались в шелковые сарафаны, парчовые душегреи, богато отделанные рубахи, расшитые золотными нитями венцы, кокошники, сборники, на юге – в украшенные вышивкой шерстяные понёвы, завески, фартуки, рубахи и многосоставные кички и сороки. Это составляло праздничный женский наряд в течение многих столетий. Его берегли и передавали по наследству. В каждой губернии, уезде, а нередко даже селе были свой костюм и традиции.
Создавая третий этаж Музея сословий России, Илья Глазунов продумал художественное решение каждого зала: от резных деревянных ворот до русских пейзажей. После императора Александра II, устроившего Этнографическую выставку в московском Манеже в 1867 году, Илья Сергеевич впервые задумал показать великолепие крестьянского костюма на манекенах, созданных индивидуально для каждого наряда по его эскизам художниками Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Яркие образы этих крестьянок на фоне русских просторов, переносят нас в прошлое народной культуры России, которая создавалась веками. Нас отделяет всего 100 лет от этого удивительного мира, навсегда исчезнувшего, как овеянный легендами сказочный град Китеж, сокрытый в водах озера Светлояр…