В один из своих последних приездов в “Музей сословий России” - это был май 2017 года, Илья Сергеевич Глазунов сам сделал набросок своего кабинета, передав в фонды музея предметы из обстановки своего дома и мастерской. Предчувствуя свой скорый уход из жизни, концепцию экспозиции художник доверил своей жене – Инессе Орловой-Глазуновой.

Мемориальный кабинет наполнен вещами, хранящими память об Илье Сергеевиче. О его детстве напоминает небольшой, из красного дерева, книжный шкаф из ленинградской квартиры его родителей – Ольги Константиновны и Сергея Федоровича, трагически погибших от голода в блокаду Ленинграда. На довоенных снимках 1938 года – маленький Илья запечатлен около этого шкафа ещё счастливым ребёнком.

Впервые можно увидеть кресло и письменный стол Ильи Глазунова, за которым он работал. Над столом висела гравюра с изображением Валаамского монастыря, а на стенах – махаевские панорамы Санкт-Петербурга и окрестных дворцов. Всегда с гордостью Илья Сергеевич говорил о том, что 200 лет его предки жили в Санкт-Петербурге. Особенно И.С. Глазунов любил офорты “Царскосельская крестьянка ста осьми лет, окруженная ея сыновьями”, изданный англичанином Дж.Уокером для Екатерины II и изображение обелиска “Румянцева победам”, выполненного также по заказу императрицы.

Слева на столе можно увидеть ампирную лампу с бронзовым римским воином, натягивающим тетиву. По воспоминаниям художника, это была первая вещь, – напоминающая ему родной Петербург, – которую он смог купить в Москве. В столицу он был вынужден переехать после сорванной защиты диплома (“Дороги войны” 1957г.) в Академии художеств (тогда Институте им.И.Е.Репина), через три месяца после состоявшейся с оглушительным успехом персональной выставки в московском ЦДРИ. Именно эта лампа положила начало его обширной художественной коллекции.

На столе у Ильи Сергеевича всегда лежал альбом с зарисовками и эскизами будущих работ с творческими комментариями и заметками художника. Такого рода экспонатами богато очень мало музеев в мире, и это действительно большая редкость.

Некоторые вещи в кабинете – из коллекции дяди Михаила Федоровича Глазунова – академика медицины, коллекционера. Он вывез 11-летнего Илью из блокадного Ленинграда в новгородскую деревню Гребло. Над столом – пейзаж кисти одного из любимых художников Ильи Сергеевича – Степана Колесникова. Эта картина напоминала Глазунову Гребло и годы, проведенные в эвакуации… Здесь же – большие английские напольные часы – их бой слышал Илья Глазунов еще до войны в квартире дяди на набережной Кутузова в Ленинграде.

Среди произведений живописи – “Озеро Молдино” С.Ю.Жуковского, с таким выразительным живописным языком, который всегда нравился Илье Сергеевичу. Выделяется своими размерами картина “Иосиф с младенцем Христом” в резной золоченой раме из собрания петербургского ученого Терентьева-Катанского, лично знавшего дядю Глазунова – китаиста К.К.Флуга. По семейному преданию, это – копия, выполненная Орестом Кипренским с оригинала Гвидо Рени.

Очень многое из обстановки кабинета свидетельствует об утонченном вкусе И.С.Глазунова – собирателя, ценителя и знатока как русского так и европейского искусства. “Нам, русским, бесконечно дороги ее священные камни”, – часто любил повторять слова Достоевского о Европе сам художник.

Илья Сергеевич на протяжении своей жизни всегда живо интересовался русской и мировой историей, был известен своими монархическими убеждениями, отстаивал концепцию “антинорманской теории” возникновения русского государства, почитал имена забытых учёных царской России, труды которых были запрещены в СССР, сам блестяще знал древнюю историю и археологию, особенно касающуюся происхождения наших предков – древних славян. Как известно, Илья Глазунов, свободно говорящий на многих европейских языках, был чрезвычайно эрудированным человеком.

И история действительно была не просто увлечением художника, а предметом его серьёзных научных исследований: во многих книгах обширной библиотеки Ильи Сергеевича можно увидеть пометки на страницах, некоторые исписаны от начала до конца, с комментариями, порой перерастающими в острую полемику с авторами прямо на полях их книг.

В начале 2000х годов литературный мир всколыхнул проникновенный труд И.С.Глазунова – написанная им двухтомная книга-исповедь художника и гражданина “Россия Распятая”. В мемориальном кабинете хранятся материалы к этому объёмному труду, а также к воспоминаниям “Художник и мир” и книге “Погребённая правда”.

Художник ушел из жизни 9 июля 2017 года, в день Тихвинской иконы Божией Матери. Удивительно символично то, что в мемориальном кабинете теперь находится образ Богоматери Тихвинской, много лет хранившийся дома у Ильи Сергеевича.

Мемориальные кабинеты обладают особой атмосферой. В них застывает время, которое остановилось по закону человеческого бытия. Здесь ощущаешь, что вещи, на которые смотрел художник на протяжении жизни или которыми он пользовался, теперь хранят его неповторимую энергетику.

Square thumb                       . .
Square thumb
Square thumb 1