«Илья Глазунов. Никарагуа глазами художника»
Выставка «Илья Глазунов. Никарагуа глазами художника» стала ответным жестом уважения к латиноамериканской республике, которая на государственном уровне ежегодно 12 декабря отмечает День Дружбы между Россией и Никарагуа. Экспонаты выставки представят зрителю облик Никарагуа в период ее гражданской войны, когда страну посетил и отразил в своих работах художник Илья Сергеевич Глазунов.
В августе 1983 года И.С. Глазунов совершил творческую двухнедельную командировку в Никарагуа по заданию редакции газеты «Правда». Несмотря на тяжелые бытовые условия и опасности художник создал около шестидесяти произведений, в числе которых зарисовки военных постов и городской жизни, характерные пейзажи «страны озер и вулканов», портреты солдат и мирных жителей, а также портрет президента Никарагуа Даниэля Ортеги. Художник не просто документально зафиксировал увиденное в своих работах, но с очевидной симпатией выразил в них подъем национального самосознания страны, душу и характер никарагуанского народа.
Олицетворением гордой, сражающейся за свое будущее Никарагуа является живописный портрет молодого солдата Максимо Санчеса. Уже в 17 лет парень, позировавший для портрета, стал революционером, а к 23 годам прошел через все ужасы войны. Художнику удалось отразить двойственность в облике солдата: решительность патриота, готового отдать за победу жизнь, и натуру человека, который никогда бы не взял в руки оружие, не призови его гражданский долг. В воспаленных глазах солдата – и ненависть к врагам, и ненависть к самой войне. Редкую способность И.С. Глазунова индивидуальным чертам модели придать обобщение монументального значения, лаконично и емко охарактеризовал сам Максимо Санчес. Увидев готовый портрет, солдат сказал, что видит в нем, прежде всего, не свое изображение, а «памятник его товарищам, погибшим в боях за свободу и независимость».
Портреты цикла раскрывают истории человеческих жизней: горести и радости никарагуанцев, их потери и надежды. О тяжелой судьбе расскажет на выставке графический портрет крестьянина Пастора Рамиреса. Каратели жестоко расправились с его семьей: заколотили двери и подожгли дом. Только после окончания революционных событий крестьянин смог вернуться в родные края, где его ждало заросшее бурьяном пепелище. В портрете Пастора Рамиреса художник подчеркнул следы тяжелых раздумий: глубокие морщины, избороздившие лоб старика, напряженную линию плотно сжатых губ. Но основной акцент сделан на взгляде грустных глаз, отражающих мягкость натуры изображенного, которую трагедии не удалось озлобить и ожесточить. Мастерство рисовальщика позволило И.С. Глазунову лишь выразительностью контура, скупой штриховкой и легкой растушевкой в черно-белом портрете передать всю полноту и многоцветие жизни.
Еще более лаконичные изобразительные средства присущи быстрым графическим наброскам цикла с видами городов, природы Никарагуа и военных постов. Единственным инструментом при создании образа здесь становится почти непрерывная свободная и живописная линия. С ее помощью художник безошибочно точно, будто интуитивно схватывал самое характерное, передавая рисунку живую непосредственность своего впечатления.
За время поездки И.С. Глазунов стал свидетелем не только политических потрясений и покалеченных ими судеб, но и возрождения народной культуры Никарагуа. Огромную работу по восстановлению почти утерянных традиций провел Ансамбль народного танца, участники которого ездили по стране, собирая народные мелодии, изучая движения национальных танцев, зарисовывая модели народных костюмов разных районов Никарагуа. Руководителем ансамбля была балерина Бланка Гуардадо, которую И.С. Глазунов изобразил на портрете в костюме индейцев северных районов страны. В горделивой постановке фигуры модели подчеркнута особенность южного темперамента, сочные цвета наряда, их неожиданные сочетания придают портрету смуглолицей балерины атмосферу яркого никарагуанского праздника.
Необычное решение органического взаимодействия модели и фона демонстрирует на выставке портрет никарагуанского художника Арнольдо Гильена. Произведение было выполнено И.С. Глазуновым совместно с моделью: Гильен сам подготовил фон для портрета, использовав для него мотив своей картины «Баррикада».
С момента первой выставки работ никарагуанского цикла в Манагуа, вызвавшей большой интерес руководства страны и жителей столицы, прошло почти 35 лет. За это время значительная часть произведений цикла разошлась по музейным собраниям разных городов, в том числе оказалась в фондах Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского, Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, Зеленогорского музейно-выставочного центра, Государственного центрального музея современной истории России и Нижегородского государственного художественного музея. В рамках выставочного проекта «Илья Глазунов. Никарагуа глазами художника» 29 работ цикла воссоединены в стенах Картинной галереи Ильи Глазунова, чтобы восстановить события памятной поездки художника в Никарагуа.