"Он изображает людей в реальных очертаниях…"
Выставка вновь обращает зрителя к теме русской классической литературы в творчестве Ильи Сергеевича Глазунова. На этот раз экспозицию составили иллюстрации к произведениям Александра Ивановича Куприна, созданные художником в 1964 году. В названии выставки приведены слова из критической статьи Ф.Д. Батюшкова, емко охарактеризовавшие творчество классика русской прозы. “В реальных очертаниях, в чередованиях света и теней” А.И. Куприн без прикрас, но с любовью описывал в своих произведениях человека и саму жизнь, которую хорошо знал. Много путешествуя, пробуя себя в разных профессиях и военной службе, писатель собрал огромный материал, легший в основу будущих романов, рассказов и повестей.
Как и при обращении к произведениям других русских классиков, И.С. Глазунов глубоко прочувствовал своеобразие прозы А.И. Куприна, найдя точки соприкосновений взглядов писателя с собственными. С этим связано проникновение в иллюстрации образных мотивов, которые неоднократно появляются на картинах художника, выразивших его философию. Один из них – одинокий силуэт, волосы и плащ которого развевает стремительный ветер, − предстает на иллюстрации “Пожар на заводе” к повести “Молох”. Фигура инженера Боброва выглядит бессильной на фоне бездуховной “машины”, предназначенной для финансовой наживы. Тревогу героя перед лицом промышленного капитализма, эксплуатирующего рабочего человека, писатель сравнил со страхом перед Молохом – кровожадным божеством, которому древние аммонитяне приносили в жертву малолетних детей.
Другие работы выставки поднимают важнейшие темы, разработанные А.И. Куприным в его прозе. И среди них, конечно, тема любви, которая трактуется в творчестве писателя как высший смысл жизни, ее высшее благо. Неожиданное композиционное решение позволило художнику выразить мысли автора в иллюстрации к рассказу “Потерянное сердце”. Направляясь будто бы за край графического листа, Феденька Юрков покидает летное поле, где высота больше не может ему покориться. Сведение к минимуму цвета и деталей на заднем плане тонко передает душевную опустошенность героя, испытавшего безответную влюбленность. Иные художественные средства служат раскрытию темы в иллюстрации к автобиографическому роману А.И. Куприна “Юнкера”. Сцена зарождения романтических чувств юных героев на балу предстает в торжественно-мажорном звучании светлых оттенков пастели.
Русская армия, ее будничная жизнь неоднократно становились объектом изображения А.И. Куприна, знавшего их изнутри. Жестокость казарменных порядков, бессмысленность муштровки, бесчеловечное обращение офицеров с солдатами… Суть явления, которому писатель дал беспощадную характеристику, раскрывается И.С. Глазуновым в иллюстрации к повести “Поединок”. Затравленный солдат Хлебников, терпевший унижения и насилие, прильнул к руке молодого поручика Ромашова. Художник акцентирует внимание на лице офицера, впервые в полной мере осознавшего, что солдаты на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком…
Повесть А.И. Куприна “Яма”, описавшая жизнь обитательниц публичных домов, после публикации подверглась осуждению за излишний натурализм. И.С. Глазунову, как и писателю, в своем творчестве было не свойственно вуалировать или умалчивать неприглядные стороны социума. Вслед за А.И. Куприным художник без осуждения воплотил образы проституток. Их лица и, прежде всего, глаза рассказывают истории загубленных судеб тех, кто оказался на дне социальной жизни. С той же хлесткой откровенностью исполнена иллюстрация “Клотильда и Рыбников” к рассказу А.И. Куприна “Штабс-капитан Рыбников”. Художник обратился к ключевому эпизоду повествования, когда японский шпион выдал себя, заговорив во сне на родном языке. Однако основное внимание к себе приковывает не лицо главного героя, а фигура Клотильды, продолжающая выразительную линию образов “Ямы”.
В иллюстрации к рассказу А.И. Куприна “Тапер” раскрывается тема творца и творчества, рождающегося на наших глазах. Юный пианист полностью погружен в игру на фортепьяно. Гармония этих звуков будто окутывает все пространство, создавая атмосферу рождественского вечера. Тему музыки продолжает на выставке иллюстрация к рассказу А.И. Куприна “Гамбринус”. Контрастно предстает вдохновенная игра Сашки-скрипача на фоне завсегдатаев одесского пивного кабачка. Трагические события изломали жизнь этого талантливого музыканта, но не лишили его главного – счастья творчества. “Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит” − такими словами завершается рассказ А.И. Куприна “Гамбринус”. Вера во всепобеждающую силу искусства, пожалуй, была главным, что объединяло мировоззрения художника и писателя.
Представленные на выставке работы демонстрируют характерные принципы, выработанные И.С. Глазуновым в создаваемых им иллюстрациях. Главный среди них – акцентировка внимания не на сюжетных событиях, а на переживаниях и внутреннем мире героев. Такой подход в сочетании с виртуозным использованием художественных особенностей пастели и черного соуса позволил ему добиться впечатляющей эмоциональной насыщенности каждого графического листа.