«В служении сердцем своим и талантом. Образы Н.А.Некрасова и А.К.Толстого в творчестве Ильи Глазунова»
Среди мастеров книжной иллюстрации в России второй половины ХХ века имя Ильи Сергеевича Глазунова выделяется особо. Его известное стремление к монументальной живописной форме он перенес в графику, создав особый вид станковой книжной иллюстрации, обладающей достоинством монументальности формы и образа. Иллюстрации художника – это не просто художественное сопровождение литературного произведения. Это самостоятельные полноценные картины, в которых литературная основа всегда прочитывается, но никогда не преобладает над художественным образом. Илья Глазунов в них становится соавтором образа наряду с писателем или поэтом.
Иллюстрации Ильи Сергеевича Глазунова к произведениям великих творцов русской литературной классики А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, П.И.Мельникова-Печерского, Н.С.Лескова, И.А.Гончарова, А.К.Толстого, Н.А.Некрасова, А.А.Блока, А.И.Куприна сами уже давно стали классикой - классикой живой, современной. Будучи новатором в изобразительном творчестве, художник всегда придавал современное звучание первоисточнику.
При этом очень важно, что работая над созданием иллюстрации, Илья Глазунов никогда не оставался отстраненным и тем более равнодушным к содержанию текста. Художник стремился выразить образы настолько корректно и в то же время убедительно, что читатель сразу узнает литературного героя на его «портрете» и в дальнейшем не может представить себе его иначе, а фабула действия начинает восприниматься им в предлагаемом художником визуальном ряду.
Точность и полнота воплощения Ильей Сергеевичем Глазуновым духа самых сложных литературных произведений объясняется не только его удивительной способностью улавливать тончайшие движения мысли писателя. Художник сам обладал высшим даром поэтико-драматического восприятия мира.
Илья Глазунов утверждал: «Работа художника над книгой требует сопереживания с писателем – организм книги должен быть живым, эмоциональным и глубоко духовным. Художник книги – это как пианист или дирижер, который должен, осмысляя произведение, раствориться в нем, чтобы органично выявить присущую ему индивидуальность, не превращая себя в такого оформителя, амбиции и своеволие которого довлеют над духовным миром писателя или поэта».
Иллюстрации к произведениям Н.А.Некрасова, представленные на выставке, были исполнены Ильей Глазуновым в 1960-1970-х годах. В эти годы поэзия Н.А.Некрасова литературоведами зачастую трактовалась с точки зрения так называемого «критического реализма» с его выраженной социально-революционной направленностью. В центре внимания у И.С.Глазунова конкретный человеческий образ, с теми индивидуальными чертами и проблемами, которыми наделил его поэт. Художник вместе с Некрасовым воспевает красоту русской женщины («В поле. Дарья») и ее душевную силу («Орина – мать солдатская»), сочувствует искренней любви без слащавости и «пейзанства» («В поле»), одинокому горю («Погост», «Зима. Похороны») и, даже изображая толпу рабочих в иллюстрации к стихотворению «Железная дорога», он представляет нам каждого из изображенных с индивидуальной эмоциональной окраской. Молодой рабочий на переднем плане – это символ русского народа – крепкий, работящий, в то же время искренний, мечтательный, простой.
Творчество Н.А.Некрасова насыщено глубокими философскими раздумьями о народе, его настоящем и будущем. Особое место в его поэзии занимает тема судьбы русских женщин. На выставке представлена иллюстрация И.С.Глазунова к поэме «Орина – мать солдатская». Психологическая характеристика образа предельно лаконична. «Горя реченька бездонная…», оставшаяся у простой крестьянской женщины после смерти сына, отражена на ее лице, несущем печать тихой, не выплескиваемой вовне боли, смиренного принятия своей судьбы.
Образы центрального произведения Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» потрясают своей глубиной. Профильная фигурка горбуна, «божьего человека» в восприятии народа, изображена на фоне голубого неба с нежными штрихами перистых облаков, напоминающими крылья ангела («то ангел милосердия, незримо пролетающий…»).
Образ России («Ты и убогая, ты и обильная»), так ярко представленный в поэзии Некрасова, Илья Глазунов интерпретирует в иллюстрации к стихотворению «Родина», в котором поэт описал запустение своего родового гнезда:
«И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом…»
В иллюстрациях к произведениям А.К.Толстого, исполненных в 1960-1970-х годах, выражена стилистика русского литературного романтизма.
В прозе и драматических произведениях А.К.Толстого главенствует историческая тематика, которая была как нельзя более близка творческим интересам И.С.Глазунова. На тему эпохи Ивана Грозного Илья Сергеевич создал яркие живописные произведения, а в иллюстрациях к роману «Князь Серебряный» соединились напряженность фабулы («У фрески «Страшный суд») и глубокое художественное осмысление образов («Боярин Морозов», «Посадник»).
Великолепной иллюстрацией к трагедии «Царь Федор Иоаннович» является картина «Борис Годунов и царь Федор» (1969). Художнику удалось глубоко прочувствовать и верно передать суть непростых взаимоотношений этих людей. Художник представил основную идею произведения А.К.Толстого в форме открытого символа: фигура Бориса, несущая яркий, эстетически и психологически агрессивный образ, заслоняет и вытесняет скромную по размеру и трагическую по выразительности фигуру Федора. Каждый из этих двух образов по-своему драматичен, и в их противопоставлении имеется двойной смысл: Борис, любя Федора и защищая его от жестокости внешнего мира, в то же время готовится занять его трон; а Федор, доверяя Борису и прячась за его спину, глубоко страдает от своей слабости.
Противодействие божественных и демонических сил в произведении А.К.Толстого «Дон Жуан» воплощено Ильей Глазуновым в великолепной романтической композиции «Вид на прекрасную страну» и «портретах» главных персонажей - «Дон Жуан» и «Каменный гость».
А.К.Толстой и Н.А.Некрасов неслучайно встретились на этой выставке. Как и в творчестве Ильи Глазунова, здесь оказались рядом история России, ее исконное сословное устройство, жизнь ее народа и великая поэтика русской культуры, которой посвятил свою жизнь художник Илья Сергеевич Глазунов.