Выставка "Илья Глазунов" в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского
28 марта 2019 года в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского открывается выставка “Илья Глазунов”, которая знакомит зрителей с живописью великого русского художника второй половины XX – начала XXI века. Обладатель многочисленных почетных званий и наград, завоевавший народную любовь и признание далеко за пределами родной страны, он стал классиком еще при жизни.
Творческий диапазон И.С. Глазунова необычайно широк. Блистательный живописец и график, работавший во многих жанрах, он внес также весомый вклад в отечественную сценографию, создавал и воплощал в жизнь архитектурные проекты. Его талант проявился не только в изобразительном искусстве, но и в даре слова: выступлениях в средствах массовой информации, статьях и книгах, наиболее значительной из которых является двухтомный историко-биографический труд «Россия распятая». Вехой в русском искусстве стали монументальные картины И.С. Глазунова «Вечная Россия», «Мистерия XX века», «Великий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь», «Рынок нашей демократии» и «Раскулачивание», отразившие философию художника-патриота и его осмысление событий мировой, но, прежде всего, отечественной истории.
И.С. Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Его отец Сергей Федорович был историком и экономистом, мать Ольга Константиновна происходила из древнего дворянского рода. Атмосфера,царившая в семье петербуржских интеллигентов, воспитание юного Ильи заложили основу его гражданской позиции и эстетического вкуса. Посещение вместе с мамой Эрмитажа и Русского музея стало самым ярким впечатлением рано закончившегося детства художника. И.С. Глазунову было всего 11 лет, когда Ленинградская блокада унесла жизни родителей и почти всех его близких. Самого мальчика успели спасти, эвакуировав по замерзшему льду Ладожского озера в новгородскую деревню Гребло.
В 1944 году И.С. Глазунов вернулся в родной город, где вскоре началось его профессиональное становление. Окончив художественную школу, в 1951 году он поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Редкая трудоспособность художника, которая была присуща ему на протяжении всей жизни, быстро принесла свои плоды. Еще в годы учебы он одержал победу на международном конкурсе молодежи и студентов в Праге. За портрет чехословацкого писателя Юлиуса Фучика И.С. Глазунов получил Гран-при и возможность проведения первой персональной выставки в Москве.
Выставка, состоявшаяся в 1957 году в Центральном доме работников искусств, в одночасье сделала имя Ильи Глазунова известным. Свежесть тем его произведений, яркая творческая индивидуальность молодого художника вызвали восторг зрителей и шквал публикаций в отечественной и зарубежной прессе. Уже ранние работы громко заявили об И.С. Глазунове как о художнике, который не пошел по пути основного направления советского искусства – социалистического реализма. Необычайная смелость в выражении своих взглядов и убеждений впоследствии превратили жизнь художника в непрестанную борьбу. Его исключали из института, долгие годы не принимали в Союз Художников, произведения И.С. Глазунова объявляли «антисоветскими» и снимали с выставок, а сами выставки закрывали. В 1977 году за картину «Мистерия XX века» ему едва удалось избежать высылки за границу. Впрочем, непростой путь И.С. Глазунова «против течения» наряду с трудностями неизменно сопровождала народная любовь. С момента первого успеха интерес к его творчеству не ослабевал, и каждую новую выставку художника сопровождали беспрецедентные очереди, огибавшие музейные здания.
Будучи мастером универсального таланта, Илья Глазунов достигал успеха на любом творческом поприще, к которому обращался. Поражают красотой и имперским величием воплощенные художником архитектурные проекты, среди которых интерьеры Российского посольства в Мадриде и парадных залов Большого Кремлевского дворца. Неизменным триумфом сопровождались премьеры оформленных им театральных постановок: опер «Князь Игорь» и «Пиковая дама» в берлинской Штатсопере, оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре в Москве, балета «Маскарад» в Одесском театре оперы и балета.
Энергии И.С. Глазунова хватало не только на собственное творчество, но и на труд по сохранению и восстановлению памятников отечественного культурного наследия. В 1960-е гг. он создал патриотический клуб «Родина», вел активную деятельность во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры, созданном при его содействии. В 1980-е гг. был директором восстанавливаемого музея-усадьбы Царицыно. Неоценима роль И.С. Глазунова в сохранении культурного наследия как собирателя предметов старины. В хрущевские годы насаждения атеизма, массового разрушения и разорения храмов он спасал от уничтожения древние иконы и реставрировал их. Эти духовные сокровища и другие уникальные предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства из личного собрания художника были переданы им в дар Москве, в связи с чем в 2017 году был открыт Музей сословий России. Замысел музея Илья Сергеевич вынашивал в течение многих лет. Работа по оформлению здания и его интерьеров позволила художнику не просто отразить в отдельных экспонатах красоту культуры и быта дореволюционной России, но и воссоздать обстановку, в которой жили представители разных сословий.
Важным общественным свершением Ильи Сергеевича Глазунова стало создание им Российской академии живописи, ваяния и зодчества, ныне носящей его имя. Видя пагубную угрозу в распространении так называемого «актуального искусства» и дилетантизма в среде художников, он поставил перед собой задачу создать школу, которая бы обучала студентов в традиции высокого реализма. В 1987 году он основал в Москве высшее художественное учебное заведение, выпускники которого сегодня известны как в России, так и за рубежом. Академия располагается в здании, построенном в XVIII веке по проекту архитектора В.И. Баженова, где до революции находилось Московское училище живописи, ваяния и зодчества, давшее миру таких великих художников как И.И. Левитан, К.А. Коровин, М.В. Нестеров и многих других.
За свой вклад в отечественное искусство и плодотворную общественную деятельность И.С. Глазунов был удостоен звания народного художника СССР и отмечен многочисленными наградами: он стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» и обладателем высшей награды ЮНЕСКО – Золотой медали Пикассо – «за вклад в мировую культуру и цивилизацию». Сегодня в центре Москвы недалеко от Кремля открыта для посетителей Картинная галерея Ильи Глазунова, где на четырех этажах представлены произведения художника, переданные им в дар столице.
Первая персональная выставка И.С. Глазунова в Воронеже состоялась в 1990 году. Спустя 30 лет, в преддверии 90-летия со Дня рождения художника, жители города и те, кто давно знает и любит его творчество, вновь имеют возможность увидеть картины художника. Выставка в художественном музее им. И.Н. Крамского представляет живописные произведения из собрания Картинной галереи Илья Глазунова. Экспозиция охватывает широкий период биографии художника: от картин 1960-х годов до самых поздних работ мастера, выполненных в 2010-е годы. Отдельный раздел выставки посвящен фотографиям, запечатлевшим моменты насыщенной яркими событиями жизни И.С. Глазунова.
Представленные картины обращают зрителя к важнейшим темам в творчестве художника, центральной среди которых является тема России. Произведения И.С. Глазунова из цикла «Образы Древней Руси», отразившие самобытность уклада жизни, духовного и исторического бытия русского народа, сыграли большую роль в возрождении национального самосознания граждан нашей страны. Поэзией далекого героического времени овеяны образы Вещего Олега, держащего юного князя Игоря, и легендарного сказителя Бояна, воспевающего подвиги предков. К теме последних из рода Рюриковичей обращены картины «Иван Грозный» и «Легенда о царевиче Димитрии». Гибели юного наследника посвящена не одна работа художника. Несомненна параллель, проводимая И.С. Глазуновым между трагедией прерванного рода Рюриковичей и другой, случившейся три столетия спустя. Не случайно картину «Легенда о царевиче Димитрии», в советские годы снимали с выставок – цензура усматривала в них образ убитого царевича Алексея, сына последнего российского императора.
Своей яркой декоративностью выделяются в экспозиции картины, выполненные с использованием объемных материалов, таких как парча, жемчуг и дерево. На создание этих произведений художника вдохновило созвучие живописи древнерусских икон и их драгоценных окладов. К иконописной стилистике также обращена картина «Русский Икар», ставшая узнаваемым образом-символом творчества И.С. Глазунова. Герой произведения с огромными голубыми глазами парит над весенней землей, широко раскинув руки. Лицо, подобное иконописному лику, горение цвета, композиционная экспрессия придают образу сильное эмоциональное звучание.
Тему национальной красоты художник раскрывал как в женских образах («Русская красавица», «Русская Венера», «Девушка с Волги»), так и в жанре пейзажа. Со студенческих лет И.С. Глазунов много путешествовал по древнерусским городам, по живописным уголкам страны, откуда привозил многочисленные этюды и зарисовки. Художник тонко чувствовал родную природу и умел передавать в своих работах самую ее суть. Представленные в экспозиции пейзажи «Русь», «Вечерний звон», «Кижи» одухотворены, проникнуты возвышенной любовью к Отечеству.
Библейская тематика занимает особое место в творчестве И.С. Глазунова. Обращаясь к сюжетам Евангелия, он запечатлевал свои раздумья о вечных темах, осмысляя их через призму современности. На выставке представлена одна из картин его библейского цикла под названием «Голгофа», где художник воплотил глубоко индивидуальное видение Христа. Показав крупным планом лицо Спасителя, он дал возможность зрителю заглянуть в глаза страдающего Господа, несущего крест, ощутить всю тяжесть бремени искупления человеческих грехов.
Представленная на выставке картина «Горбун» входит в обширный живописно-графический цикл художника под названием «Город». И.С. Глазунов стал единственным в отечественном искусстве, кто в период хрущевской оттепели осмелился во всей правде раскрыть и глубоко разработать тему урбанизации, мироощущения человека, живущего в большом современном городе. Произведения цикла были весьма далеки от оптимистического взгляда на жизнь «социалистического реализма» советской эпохи. Сам художник однажды метко назвал их «булыжником, брошенным им в размалёванную витрину соцреализма».
Один из образов выставки – любимый художником писатель и пророк Ф.М. Достоевский. Погруженный в раздумья, он предстает на фоне типичного колодца двора Санкт-Петербурга – города, где жили, любили и страдали его герои. Тема вечного столкновения добра и зла, где поле битвы – сердце человека, в равной степени волновала И.С. Глазунова и чтимого им писателя. Илья Сергеевич проиллюстрировал полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского, создав 150 графических листов. Работы этого цикла поражают глубиной и точностью проникновения художника во внутренний мир героев писателя. Не менее значимым вкладом в искусство книжной графики стали украсившие многотомные издания иллюстрации И.С. Глазунова к произведениям других русских классиков, таких как П.И. Мельников-Печерский, А. Блок, А.К. Толстой, Н.С. Лесков и А.И. Куприн.
Экспонаты выставки демонстрируют также мастерство И.С. Глазунова-портретиста. Портреты его кисти, богатые по колориту, виртуозно передающие внешнее сходство и внутреннюю красоту изображаемой натуры, производят сильное впечатление, и потому всегда были чрезвычайно востребованы самыми высокими заказчиками. По приглашению глав государств, знаменитых политиков, режиссеров, певцов и актеров художник посетил многие страны. Ему позировали король Швеции Карл XVI Густав, король Испании Хуан Карлос I, президент Италии Алессандро Пертини, президент Финляндии Урхо Кекконен, канцлер Германии Вилли Брандт, премьер-министр Индии Индира Ганди, папа римский Иоанн Павел II, представители итальянского кинематографа Джина Лоллобриджида, Федерико Феллини, Лукино Висконти, французская певица Мирей Матье и многие другие выдающиеся мировые личности.
В произведениях выставки неоднократно появляется и образ самого И.С. Глазунова. Триптих «Мой летний сад», относящийся к позднему периоду творчества художника, обращает зрителя к его нежным воспоминаниям о молодости, неразрывно связанным с романтической атмосферой родного Петербурга. Другое образное решение характерно для автопортрета И.С. Глазунова в картине «Встреча Нового года». В немой диалог со зрителем вступает художник-интеллектуал, мыслитель, которому всегда было, о чем сказать обществу в своем творчестве, и которого до последних дней переполняли замыслы картин.
И.С. Глазунов ушел из жизни 9 июля 2017 года, но его искусство не утрачивает своей актуальности, оно продолжает жить и волновать зрителя, что подтверждают и все новые выставки его работ. Едва ли в русском искусстве найдется художник, сумевший столь же глубоко и проникновенно выразить в творчестве самосознание своего народа и его историю. Неповторимая красота родной земли, ее героическая история на картинах Ильи Глазунова – источник духовной силы для новых и новых поколений граждан России.
Выставка продлится до 22 мая 2019 года.
В Воронеже впервые за 30 лет открылась выставка Ильи Глазунова
Телеканал «Вести-Воронеж»
Гости студии: Полина Шабанова и Елена Желнова
Телеканал «ТV-Губерния» (программа “Утро вместе”)
Это интересно: выставка работ Ильи Глазунова
Телеканал «ТV-Губерния». Программа «Утро вместе» (рубрика «Это интересно»)