Выставка "Образы русской классической литературы в творчестве Ильи Глазунова" в Муниципальном автономном учреждении культуры г. Ижевска "Выставочный центр "Галерея"
21 марта 2019 года в Муниципальном автономном учреждении культуры г. Ижевска “Выставочный центр “Галерея” открывается выставка “Образы русской классической литературы в творчестве Ильи Глазунова” из собрания Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Ильи Глазунова.
Илья Сергеевич Глазунов (1930 – 2017) — художник, оставивший России большое и многогранное творческое наследие. Живописец и график, создатель монументальных исторических картин, портретов и пейзажей. Архитектор, театральный художник, педагог. Автор книги «Дорога к тебе» и историко-биографического труда «Россия распятая». Основатель Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Картинной галереи Ильи Глазунова и Музея сословий России в Москве. Удостоен многочисленных почетных званий и наград: народный художник СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель высшей награды ЮНЕСКО – Золотой медали Пикассо – «за вклад в мировую культуру и цивилизацию».
Одна из важных граней творчества И.С. Глазунова – его иллюстрациями к произведениям русской классической литературы. Украсившие не одно многотомное издание, они обогатили книги великих писателей своей эмоциональной и духовной выразительностью. Сегодня их без преувеличения можно также назвать классикой, только в области изобразительного искусства.
Художник обратился в своем творчестве к теме русской литературы, еще будучи студентом, когда впервые и навсегда полюбил произведения Ф.М. Достоевского. Первыми его работами, посвященными прозе писателя, стали графические портреты главных героев романа «Идиот». Образ князя Мышкина, как воплощение христианской нравственности, неистового в своей страсти Рогожина и поражают своей роковой красотой Настасьи Филипповны потрясли своим глубоким психологизмом зрителей первой персональной выставки художника, состоявшейся в московском ЦДРИ в 1957 году. Эти работы тогда еще ленинградского студента были приобретены музеем Ф.М. Достоевского в Москве. А режиссер И.А. Пырьев впоследствии благодарил Илью Сергеевича за то, что его портрет князя Мышкина помог при создании образа киногероя в известной экранизации романа 1958 года. Уже первые произведения молодого художника, посвященные теме русской литературы, показали, что И.С. Глазунов вышел в них за рамки привычного понятия иллюстрации, справившись с задачей, которую сам он формулировал таким образом: «Мне хотелось в отличие от обычно понимаемого слова «иллюстрация» трансформировать мир идей Достоевского, создать образы людей – идееносцев».
Итогом последующей работы над визуальным воплощением прозы писателя стал графический цикл из 150 листов, оформивший собрание сочинений Ф.М. Достоевского. Для каждого произведения И.С. Глазунов находил определенный художественный метод, который позволял наиболее точно раскрыть атмосферу сюжетного повествования и философский замысел автора. Так иллюстрации к повести «Белые ночи» с первого взгляда узнаются по мистической голубоватой дымке, в которой тают фигуры персонажей. Для работ художника, посвященных «Неточке Незвановой», характерно внимание к деталям, передающим резкий социальный контраст двух юных героинь. Тревожные всполохи пламени, выхватывающие из темноты лица героев, стали художественным ключом для воплощения образов романа «Бесы». Неизменным во всех иллюстрациях остается главное – интерес к внутреннему миру и духовным переживаниям героев.
Художник неоднократно создавал и портреты самого Ф.М. Достоевского. В них писатель неизменно предстает на фоне Санкт-Петербурга – города, где жили и страдали униженные и оскорбленные его герои. Образ великого классика в живописных и графических работах И.С. Глазунова точно соответствует описанию, которое художник дал ему на страницах книги «Россия Распятая»: «большой лоб с могучими, как у новгородских соборов, сводами надбровных дуг, из-под которых смотрят глубоко сидящие глаза, полные скорби, глубокого раздумья, и волевого напряжения. Болезненный цвет лица, сжатый рот, скрытый усами и бородой. Его трудно представить смеющимся». И.С. Глазунов находил много точек соприкосновения мировоззрения и философии Ф.М. Достоевского с собственными. В равной степени художника и его любимого писателя волновала тема вечной борьбы добра и зла, где поле битвы – сердце человека.
Помимо Ф.М. Достоевского, художник обратился в своем творчестве к литературному миру многих других отечественных писателей и поэтов. И.С. Глазунов создавал иллюстрации к произведениям авторов близких ему по взглядам, тех кто наиболее глубоко сумел выразить в поэзии или прозе самобытные национальные черты бытия русского народа. Этими классиками стали И.А. Гончаров, М.Ю. Лермонтов, Н.С. Лесков, П.И. Мельников-Печерский, А.К. Толстой, Н.А. Некрасов, А.И. Куприн, А.А. Блок. Придерживаясь некоторых общих технических и композиционных приемов, выработанных еще при воплощении образов Достоевского, художник в то же время стремился выявить и подчеркнуть присущую каждому из авторов индивидуальность. Излюбленной техникой И.С. Глазунова при создании иллюстраций стало сочетание насыщенных тонов черного соуса и цветовых акцентов пастели. Движения смелых линий, нежные растушёвки давали ему в графике большой простор для художественных находок.
Подход И.С. Глазунова к работе над литературными образами был крайне ответственным. Так, прежде чем приступить к созданию иллюстраций к романам П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», он совершил поездку в Нижний Новгород и Заволжье, чтобы погрузиться в самобытную атмосферу, в которой работал писатель и жили его герои. Там в этюдах и зарисовках художник приобрел бесценный материал для своих иллюстраций. Результатом работы стали графические произведения, где, как и в самих романах П.И. Мельникова-Печерского, оживает сам дух старообрядческого Заволжья. О жизни женщин в глубоко религиозной патриархальной среде расскажет на выставке галерея выразительных образов: строгой игуменьи матери Манефы, живой задорной Флёнушки, нежной и кроткой Дуни. Оживает в одной из иллюстраций художника и красивая старинная легенда о граде Китеже, описанная на страницах романа П.И. Мельникова-Печерского.
Писатель Н.С. Лесков, создавший целый мир народной Руси, предстает в портрете И.С. Глазунова на фоне бескрайнего русского пейзажа, ставшего неотъемлемой частью и многих иллюстраций художника к его произведениям. Одним из наиболее колоритных национальных образов Н.С. Лескова является Иван Северьяныч Флягин, герой произведения «Очарованный странник». Жизненный путь персонажа стал своего рода символом физической и нравственной стойкости русского народа среди выпадающих на его долю испытаний судьбы. Итог земным страстям и борениям персонажа И.С. Глазунов подводит в портретном облике очарованного странника. «Мне за народ умереть хочется» − эти слова Ивана Флягина могли бы послужить эпиграфом к образу, воплощенному в работе художника.
В иллюстрации «Провинциальный город» к роману И.А. Гончарова «Обрыв» И.С. Глазунов убедительно воссоздал повседневную русскую жизнь заданной писателем эпохи. Классическая архитектура особняков, утопающих в зелени, храм с колокольней, неспешное движение обитателей города передают ощущение уюта и умиротворенности тихой провинциальной жизни. Детали обстановки, окружающей героев, в этой и других иллюстрациях к роману И.А. Гончарова ярко демонстрируют прекрасное знание И.С. Глазуновым исторического быта, костюма, интерьера.
В печальных глазах М.Ю. Лермонтова – драма мятущейся души, предчувствие скорой гибели. Поэт изображен на фоне кавказских гор, вошедших в его литературное наследие как символ бесконечной свободы и вольности. В иллюстрации к его поэме «Мцыри» художник изобразил романтического героя произведения взбирающимся на вершину скалы. Тема преодоления, непокоренного духа, стремления к мечте отражена в динамичной композиции, экспрессии вертикальных линий рисунка, драматичном светотеневом контрасте.
Творчество Н.А. Некрасова насыщено глубокими философскими раздумьями о народе, его настоящем и будущем. Особое место в его поэзии занимает тема судьбы русских женщин. На выставке представлена иллюстрация И.С. Глазунова к поэме «Орина – мать солдатская». Психологическая характеристика образа предельно лаконична. «Горя реченька бездонная…», оставшаяся у простой крестьянской женщины после смерти сына, отражена на ее лице, несущем печать тихой, не выплескиваемой вовне боли, смиренного принятия своей судьбы.
И.С. Глазунов обладал даром поэтического восприятия мира, что с особой силой проявилось в его иллюстрациях к произведениям Александра Блока. Художник вспоминал в книге «Россия Распятая» о том, как впервые увлекся его поэзией: «Уже после войны, одиноко живя в каморке на Петроградской стороне, с юности отторгая от себя советскую действительность, я невольно подпал под влияние таинственно-ядовитых чар Серебряного века петербургской культуры кануна революции. Сколько мятежной тревоги и ожидания встречи с прекрасной дамой-незнакомкой заронил в меня Блок и поэты тех лет…» Художник не раз обращался к известному стихотворению А.А. Блока «Незнакомка», создав целую серию прекрасных женских образов. Один из них представлен на выставке. Олицетворение недосягаемой, ускользающей красоты, которой нет места в грубой реальности, – такой предстает перед зрителем незнакомка с печальным взглядом больших глаз. Иное философское звучание приобретает иллюстрация к стихотворению А.А. Блока «Осенняя любовь», где будто с высоты птичьего полета зритель созерцает величественный пейзаж, на фоне которого раскрывается тема таинства обращения человека к Богу.
Одной из главных идей, сближающих творчество и мировоззрения А.И. Куприна и И.С. Глазунова, можно назвать веру во всепобеждающую силу искусства. Юный герой рассказа «Тапёр» в иллюстрации художника полностью погружен в игру на фортепьяно. Он творит чарующую гармонию звуков, которая будто окутывает все пространство создавая атмосферу рождественского вечера. «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит» – мысль, завершающая рассказ А.И. Куприна «Гамбринус», красной нитью проходит через всю судьбу художника, исполненную жизненных испытаний и, вместе с тем, самоотверженного творческого труда и любви к своему делу.
Своеобразие иллюстраций И.С. Глазунова, заключается, прежде всего, в эмоциональной насыщенности каждого графического листа, решенного как самоценное художественное произведение. Точно соответствуя литературному описанию, герои классики в работах Глазунова преображены его философским видением проблем, разрабатываемых писателями, а также узнаваемым с первого взгляда неповторимым авторским стилем художника. Графические образы русской литературы, исполненные И.С. Глазуновым, по праву вошли в сокровищницу отечественного и мирового изобразительного искусства.
Выставка продлится до 19 мая 2019 года.