C 3 октября 2018 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева открывается выставка произведений живописи и графики «Илья Глазунов»
Впервые с момента ухода из жизни художника 9 июля 2017 года более пятидесяти живописных и графических работ покинули стены Картинной галереи Ильи Глазунова в Москве для проведения его первой персональной выставки в Саратове. С принявшим у себя выставку художественным музеем имени А.Н. Радищева И.С. Глазунова связывает важная нить биографии. Именно этот музей хранит произведения живописи из личного собрания дяди художника − академика медицины Михаила Федоровича Глазунова. Ученый был тонким знатоком искусства и в течение всей жизни собирал картины русских мастеров Серебряного века, преимущественно представителей творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Петербургская квартира дяди, где раньше находилась его коллекция, стала для юного Ильи первой школой художественного вкуса и мастерства. После смерти Михаил Федорович завещал произведения К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева, В.Э. Борисова-Мусатова, А.Я. Головина, Н.К. Рериха, К.А. Сомова, А.Е. Архипова и других художников сара¬товскому музею им. А.Н. Радищева, и они стали частью его постоянной экспозиции.
Выставка представляет известные картины Ильи Сергеевича Глазунова разных лет, объединенные темой России, в чьей культуре, исто¬рии и красоте природы художник черпал вдохновение. К далекому прошлому нашей страны обращены произведения, вошедшие в цикл «Образы Древней Руси». Картины «Князь Олег и Игорь», «Иван Грозный», «Легенда о царевиче Димитрии», «Русская красавица» поражают своей яркой декоративностью, а некоторые из них – необычной техникой под названием «коллаж». На создание картин с использованием объемных материалов, таких как парча, жемчуг и дерево, художника вдохновило созвучие живописи древнерусских икон и их драгоценных окладов.
Продолжает историческую тематику на выставке произведение И.С. Глазунова на сюжет Евангелия − картина «Голгофа». В истории искусства неизвестно подобное прочтение образа Христа. Показав крупным планом лицо Спасителя, художник дал возможность зрителю заглянуть в глаза страдающего Господа, несущего крест, ощутить тяжесть бремени искупления людских грехов.
Представленные на выставке портреты демонстрируют мастерство И.С. Глазунова в «выражении музыки души человека», которое сам он считал главной задачей портретного творчества. Особой теплотой согреты живописные образы членов семьи художника и деятелей, с которыми его связывали годы дружбы. Среди них − портреты писателя В.Г. Распутина и поэта А.Д. Дементьева, точные в передаче внешнего сходства и исключительно глубокие по психологической характеристике изображенных.
Графический раздел экспозиции составят иллюстрации Ильи Глазунова к произведениям русских писателей-классиков. Воплощенные художником образы героев его любимого автора Ф.М. Достоевского по сей день остаются непревзойденными по выразительности и точно¬сти передачи литературных характеров. Также предстанут на выставке портреты самого писателя. В работах художника Ф.М. Достоевский чаще всего изображен на фоне Санкт-Петербурга – города, где жили и страдали униженные и оскорбленные его герои. Глубоким проникно¬вением И.С. Глазунова во внутренний мир литературных персонажей, окружавшей их атмосферы эпох и быта отмечены и его иллюстрации к произведениям других русских классиков − П.И. Мельникова-Печерского, Александра Блока, А.К. Толстого, Н.С. Лескова и А.И. Куприна.
О большой любви к России и ее скромной красоте расскажут на выставке эпические пейзажи художника: «Русь», «Облако. Волга – русская река», «Кижи», «Радуга. Русская земля». На фоне весенней земли предстает и один из образов-символов творчества Ильи Глазуно¬ва − Русский Икар. Герой произведения с огромными глазами поистине иконописного лика парит, широко раскинув руки. Поражая своей композиционной и цветовой экспрессией, картина дает широкие возможности прочтения образа: от человеческой мечты о недостижимых высотах до полета «загадочной русской души». Не душа ли это самого художника, горящая, вдохновенная, чье неистощимое стремление созидать оставило России бесценное наследие, которое еще предстоит изучать не одному поколению исследователей…
Выставка продлится до 2 декабря 2018 года.