К 150-летию со дня рождения Станислава Юлиановича Жуковского
К 150-летию со дня рождения Станислава Юлиановича Жуковского (1873–1944)
Станислав Юлианович Жуковский – русский живописец, отразивший в своих полотнах поэзию русской дворянской усадьбы конца XIX – начала XX века, – родился в 1873 году в имении Старая Воля Гродненской губернии Российской империи. Против воли отца, потомственного дворянина, он с юности выбрал для себя профессию художника и окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у таких мастеров как Леонид Пастернак, Абрам Архипов, Константин Савицкий и Исаак Левитан.
Уже в начале XX века С.Ю. Жуковский стал одним из самых известных русских живописцев, а выставки его картин проходили не только по всей России, но и за рубежом: в Мюнхене, Венеции и Риме. Он был членом Союза русских художников и Товарищества передвижных художественных выставок.
Жуковский гордился тем, что его называют русским импрессионистом, но не любил, когда его картины сравнивают с работами французских живописцев. Жуковский говорил: “Моне, Сезанн и другие – прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным”. Художник не раз повторял, что был влюблен в красоту русской природы.
В галерее Ильи Глазунова, в экспозиции “Музей сословий России”, можно увидеть четыре произведения С.Ю. Жуковского, мастера с таким выразительным живописным языком, который всегда нравился Илье Сергеевичу Глазунову.
О себе Жуковский говорил: “Я большой любитель старины, в особенности пушкинского времени”.
Героями его картин нередко становились интерьеры домов, всегда неотделимые от окружающей природы: они наполнены ярким светом и настоящим звучанием цвета, а сквозь окна открываются виды на сады и парки. Все они кажутся очень живыми и реальными, полными воздуха и пространства.
Каждая из картин Жуковского отличается глубиной своего содержания, своеобразием стиля и лирическим настроением пейзажей. Будь то заброшенная усадьба в полотне “Княжий дом”, ослепительное солнце и очарование “Интерьера в усадьбе”, тающая красота зимней “Запруды” или волны, гонимые ветром в произведении “Озеро Молдино”, – все эти мотивы так созвучны и в равной степени притягательны самобытности и поэзии русской культуры.
Картины художника быстро завоевали популярность в художественной среде, критика восхищалась его талантом, а любители искусства и музеи охотно покупали работы Жуковского для своих собраний. На вырученные средства в 1906 году Жуковский открыл в Москве частную двухгодичную художественную школу “для лиц обоего пола”, просуществовавшую вплоть до революции 1917 года. Она быстро стала популярной, в ней занималось много студентов, в том числе поэт Владимир Маяковский.
С.Ю. Жуковский сыграл большую роль в сохранении исторического и культурного наследия России. После революции 1917 года он вошел в комиссию по сохранению культуры и памятников, а также в Коллегию художников при Государственной Третьяковской галерее, и смог спасти многие произведения искусства от разрушения. В составе комиссии по оценке ценностей он посещал многие усадьбы, в том числе и те, которые раньше писал на своих полотнах. Жуковский описывал внутреннее убранство дворянских домов и определял произведения искусства, которые следовало передать в музеи. Благодаря его заступничеству некоторые усадьбы удалось сохранить от разграбления. Например, имение Кусково графов Шереметевых при его участии получило статус музея.
Станислав Жуковский не принял революцию и в 1923 году был вынужден покинуть Россию и переехать в Польшу. Здесь он продолжил обучать живописи новых учеников в своей мастерской.
К сожалению, трагедия, постигшая многих в годы Великой Отечественной войны, не обошла стороной и его. В 1944 году в Польше, оккупированной фашистами, С.Ю. Жуковского арестовали. Он был направлен в концлагерь “Прушков” недалеко от Варшавы, где погиб в 1944 году.
Великий русский пейзажист Станислав Юлианович Жуковский был похоронен в братской могиле вместе с другими узниками лагеря.