Каминные часы в собрании И.С. Глазунова
В конце XVIII – первой половине XIX века художественные изделия из бронзы становятся главным элементом в декоративном убранстве дворцовых интерьеров, дворянских усадеб и городских особняков.
В экспозиции «Музей сословий России» представлено прекрасное собрание художественной бронзы И.С. Глазунова, в котором особого внимания заслуживает коллекция каминных часов конца XVIII – середины XIX веков.
Традиция ставить часы на каминную полку зародилась во Франции еще в XVI веке. В это время часы не пользовались особой популярностью, их заказывали в основном королевские особы для украшения своих дворцов.
Более широкое распространение они получили в конце XVII начале XVIII веков. Тогда камин стал одним из центральных декоративных элементов интерьера во дворцах городской знати. Мраморные порталы, увенчанные сверху затейливо украшенной каминной полкой, занимали центральное место в оформлении французских домов. При Людовике XIV были даже введены специальные правила оформления каминной полки. Так на ней появились драгоценные декоративные элементы: канделябры, часы, фарфоровые статуэтки, узорчатые шкатулки.
XVIII век стал «золотым веком» в истории французского часового дела. Знаменитые мастера создавали произведения искусства, в которых использовались золоченые бронзовые фигурные композиции и элементы из олова и латуни, серебра и черепашьего панциря. Часы украшали скульптурными композициями. В качестве декоративных элементов использовались фигурки амуров, сатиров и купидонов.
Подобные элементы декора появляются в каминных часах «Купидон останавливает войну» (кон. XVIII – нач. XIX вв., Франция. Бронза, литье, чеканка, золочение). На рельефный постамент помещена фигура купидона, окруженная античными воинскими атрибутами – доспехами: шлемом, мечом и щитом. Щит одновременно является циферблатом часов. Скульптурная композиция выполнена из золоченой бронзы с мягкой лепкой объемов и тонкой проработкой рельефных накладок. Блеск позолоты основной скульптурной композиции подчеркнут матовостью пьедестала и циферблата.
С приходом к власти Наполеона Бонапарта в архитектуре и искусстве утверждается торжественный и строгий стиль ампир с деталями античного декора и героическими аллегориями времен Римской империи. Это отразилось и на стилистике каминных часов.
В начале XIX века французские бронзовщики нередко были одновременно и литейщиками, и чеканщиками, и позолотчиками, создавая часы с эмалевым циферблатом, разметкой римскими цифрами и двумя стальными стрелками. Самый известный из них – Антуан Раврио, автор первых часов-колесницы, воплотил в бронзе связь движения и времени, объединив их символы: колесо и часы. Одна из вариаций его идеи нашла отражение в каминных часах «Колесница Телемаха» (1800 – 1820-е гг., Франция. Бронза литье, чеканка, золочение). За основу композиции мастер взял сюжет из «Одиссеи» Гомера. Телемах движется на колеснице, запряженной быстрыми и сильными конями, в сопровождении богини Афины Паллады, на поиски своего отца – царя Одиссея, ушедшего на Троянскую войну. Движение передано с помощью фигур вздыбленных коней, управляемых Телемахом, и развевающихся складок его одежды. Колесо колесницы является эмалевым циферблатом часов, разделенным золочеными спицами с римскими цифрами и двумя стальными стрелками. В центре пьедестала – рельефное изображение орла, одного из обличий богини Афины.
В XIX веке производство каминных часов достигло своего расцвета: новые достижения в области инженерии и бронзолитейного дела способствовали развитию часовой промышленности. Появились часы с комбинированными корпусами – золоченая и патинированная бронза стала использоваться в сочетании с цветным мрамором: черным, красным, зеленым - или яшмой.
Примером сочетания разных материалов являются каминные часы «Урок астрономии» (1810-е гг., Париж Франция: бронзолитейная мастерская К. Галля. Бронза, мрамор, литье, чеканка, золочение). Часы выполнены с оригинала модели Ж.-А. Рейша. Прямоугольный корпус часов дополнен скульптурной композицией с двумя женскими фигурами, сидящими в ампирных креслах. Одна из них символизирует географию, а другая - астрономию. Прямоугольный пьедестал, выполненный из черного мрамора, установлен на шести золотых ножках. С лицевой стороны он украшен композицией из измерительных приборов, которые держат на лентах путти, и изображениями глобуса и подзорной трубы. На боковых сторонах – венки в обрамлении четырех звезд. Циферблат выполнен из белой эмали с двумя стальными стрелками и разметкой римскими цифрами. Черный цвет мраморного постамента эффектно выделяет золочение основного объема скульптурной группы.
В каминных часах «Орфей и Эвридика» (1810-е гг., Париж Франция. Бронза, патинирование, золочение) также нашел отражение сюжет из античной мифологии. Мастер для большей выразительности использовал контрастное сочетание черной поверхности фона с золочеными фигурами скульптурной группы. Корпус часов из темной патинированной бронзы украшен рельефами с золочеными растительными орнаментами, на фоне которого выделяются две скульптурные фигуры Орфея и Эвридики, стремящиеся друг к другу в любовном порыве и сливающиеся в поцелуе. За спиной героя древнегреческого мифа его неизменный атрибут - лира. Над фигурами помещен круглый циферблат из белой эмали со стрелками и римскими цифрами. Он подчеркнут золоченой гирляндой, удерживаемой лебедями.
Часто мастера обращались к копированию известных произведений искусства исторической живописи. Ярким примером такого копирования можно считать каминные часы «Клятва Горациев» (около 1805 г. Париж: Бронзолитейная мастерская К. Галля. Бронза, золочение). Скульптурная группа, окружающая часы, композиционно восходит к знаменитому живописному произведению французского художника XVIII – XIX веков Жака Луи Давида «Клятва Горациев». Мастер запечатлел момент, когда трое братьев из рода Горациев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевой меч и благословляет на бой. На футляре часов, подобном трибуне, лежат три лавровых венка – символы победы, составляющие часть скульптурной композиции, по углам передней стенки вокруг циферблата расположены четыре рельефные львиные маски.
Скульптурная композиция с часами находится на пьедестале, помещенном на львиные лапы. На центральном рельефе пьедестала изображен следующий эпизод трагедии: Гораций после победы в сражении, в котором погибли оба его брата, раскаивается в убийстве противника, а его родная сестра, скорбящая по убитому мужу, врагу Рима, убегает прочь.
Имперский стиль диктовал обращение к героическим образам прошлого и являлся воплощением боевой славы и мощи страны. Данный сюжет выразил силу воинов, идеалы патриотизма и самопожертвования во имя Родины. Часы являются образцом прекрасного качества литья и использования огневого золочения – сложной и трудоемкой техники.
Мастерство Клода Галлья, одного из самых ярких представителей стиля ампир, наряду с П.-Ф. Томиром и А.-А. Раврио, высоко ценил Наполеон Бонапарт, а его каминные часы украшали многие французские императорские дворцы. Аналогичные каминные часы того же времени, но выполненные на мраморном постаменте, находятся в собрании Государственного исторического музея.
С оригинала известного мастера А.-А. Раврио были выполнены каминные часы «Юстиниан» (сер. XIX в. Бронза, литье, золочение). Композиция часов изображает одного из наиболее выдающихся правителей поздней Античности. На часах, выполненных в форме трибуны с круглым циферблатом, восседает Юстиниан в одеждах римского легионера. Правой рукой император облокачивается на воинский шлем с гребнем, рядом с которым расположен прислоненный к часам щит. В руке Юстиниана свиток со сводом законов. Скульптурное изображение с часами находится на тяжелом пьедестале с витыми ножками, украшенном лишь гирляндой из листьев аканта. Оформление каминных часов отличается торжественностью и большим количеством позолоты.
В XIX веке каминные часы стали пользоваться большой популярностью в России (первые каминные часы появились в России в XVII – XVIII веках, в период царствования Петра I). Российская аристократия следовала моде парижских салонов и стилю их оформления, но ампир проявил на русской почве свои самобытные черты, это коснулось и художественной бронзы.
В каминных часах, выполненных в стиле ампир, объектами изображения служили герои не только античности, но и отечественной истории.
Часто мастера обращались к копированию известных памятников. В экспозиции «Музей сословий России» экспонат из собрания И.С. Глазунова – каминные часы «Медный всадник» (1836 год, Санкт-Петербург: Бронзолитейная мастерская А.И. Дипнера. Бронза, золочение, патинирование).
Часы выполнены с оригинала 1835 года, подаренного И.И. Дипнером императору Николаю I, представляют собой свободное повторение памятника Петру I скульптора Э. Фальконе, установленного на Сенатской площади в Санкт-Петербурге по повелению Екатерины II. Дипнер неоднократно повторял часы «Медный всадник», поскольку сюжеты, связанные с личностью Петра I, пользовались неизменным успехом в российском обществе на протяжении всего XIX столетия. Каминные часы отличаются подчеркнутой декоративностью, парадностью, прекрасным качеством литья, дополненного патинированием и золочением. Благородная матовость бронзы, из которой выполнен постамент и фигура коня, гармонирует с эффектным блеском позолоты фигуры императора, решетками и циферблатом со стальными стрелками и разметкой римскими цифрами.
Как и во Франции, в России бронзе было присуще художественное повторение композиций известных живописных произведений. Таким примером является композиция каминных часов «Император Николай I» (1830 – 1840-е гг. г. Санкт-Петербург. Бронза, литье, чеканка, золочение).
Скульптурное изображение императора Николая I на вздыбленном коне помещено на постамент, в центре боковой стенки которого встроены часы с круглым циферблатом. Изображение конного всадника композиционно восходит к живописному произведению немецкого художника Ф. Крюгера «Николай I со свитой», работавшего в России над созданием многочисленных портретов членов императорской семьи и петербургской знати. Детально вылеплен скульптурный портрет императора в военном мундире. Деликатно воссоздана фигура коня с тончайшей проработкой поводьев и стремян. Постамент на ножках в виде волют оформлен рельефами с изображением завитков и листьев аканта, под циферблатом, окруженном рельефным венком, изображен картуш. Каминные часы полностью покрыты золочением, что придает им парадное звучание. В Государственном историко-литературном музее-заповеднике А.С. Пушкина хранится аналог таких часов середины XIX века, но с иным оформлением постамента и эмалевым циферблатом.