Ко дню памяти Ильи Сергеевича Глазунова
Это время навсегда ушло от нас и навсегда осталось с нами…
Время, когда жил, творил и так ярко прочувствовал и услышал голос прошлого, пульс настоящего и тайну будущего русский художник ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ… Он оставил нам своё великое наследие, чтобы мы пришли к пониманию добра и зла в современном мире, научились верить в великую созидательную силу высоких идеалов классики, любить своё Отечество и восхищаться духовной красотой России и её древней истории.
Илья Глазунов навсегда остался с нами в своих произведениях, в своем музее сословий, где собрано всё то, что он любил и хранил в течение жизни, а также на страницах книги “Россия распятая” и в наших сердцах…
Обладая обширными знаниями в области истории и даром предвидения, Илья Сергеевич часто предвосхищал в своих работах события будущего, давал определяюще точную оценку своему времени, и всегда делал это так, будто обладал взглядом птицы, поднявшейся в небеса, когда перед ней открывается подлинная картина жизни. И мы снова и снова приходим и к “Вечной России”, и к “Мистерии XX века” и к “Закату Европы”… Ведь нас волнуют те же вечные темы, что волновали самого художника. Он искал ответы в творчестве, отвечая на самые сложные вопросы в диалектике противоречивого человеческого бытия… Нет такой области “содержательного” искусства, в которой бы не работал Илья Глазунов. Он обращался к евангельским и ветхозаветным сюжетам, зачастую вплетая их в канву современности, где всегда есть место Христу и истине, иногда ложно понятой… Его философские произведения поражают нас не только глубиной мудрости, но какого-то глубинного, как говорят “духовного” зрения.
Порой художник на холсте выносил свой приговор, как, например, в картине “Рынок нашей демократии”, или вел подробный рассказ о “Раскулачивании” и “Разгроме храма в пасхальную ночь”, как древний летописец… И повествованию этому не было конца, пока кисть в его руке не выскажет всё, ведь “картина закончена, когда художник сказал всё, что хотел сказал”.
Эти мысли и переживания об этом времени, и об ушедшем, о судьбах России, о её месте в мировой истории, о нравственном кризисе человечества, о полете русского Икара, о средневековой битве на поле Куликовом, о древнем острове Рюгене, как самую сокровенную исповедь доверил он нам и грядущим поколениям…
Живопись Ильи Глазунова наполнена идеями, философией и смысловой насыщенностью. Она затрагивает одновременно области чувственного и интеллектуального, ведь подлинная живопись - это совершенное искусство.
История и современность - это два ключа к пониманию творчества Ильи Глазунова, большого художника, целой эпохи в искусстве тревожного XX века.
Графический цикл “Город”, который являлся “лирическим дневником” художника, осмыслен как часть жизни любого человека, и потому эти образы - символы чувств, мыслей, переживаний, душевных состояний - столь знакомы и понятны нам сейчас.
Характеры и убеждения литературных героев Достоевского, Лескова, Толстого, Мельникова-Печерского, Блока с поразительным мастерством переданы в многочисленных образах, давно вошедших в золотой фонд русской графики, как самые выдающиеся иллюстрации к классике, по которым во многих странах Европы, Америки и Азии изучают русских писателей и поэтов.
Илью Глазунова знали и любили во всём мире. Он легко и непринуждённо мог найти общий язык и с гением итальянского кино Федерико Феллини, и с рабочим завода Рено, и с испанским королём. Безукоризненный стиль, культура общения и благородство во всём определяли в Илье Глазунове его запоминающийся облик. Как писала французская газета 1968 года “он был более похож на кинозвезду с широким кругозором”, чем на художника из Советского союза…
В мире искусства образы, созданные Ильей Глазуновым, стали частью огромного художественного наследия, того самого, которое “будит современника величавыми образами духа”. Ведь великая сила его полотен вдохновляет нас и сегодня.