Мебель из карельской березы
“Мебель из карельской березы – это чудо; даже осенью входишь с улицы – тебя встречает солнце”.
В 1812 г. знаменитый писатель Стендаль, с войсками Наполеона вошедший в Москву, в одном из своих писем делился впечатлениями об увиденных им московских особняках: “Этот город до сего времени не был знаком Европе. Между тем в нем было от шестисот до восьмисот дворцов, красота которых превосходит все, что знает Париж. Все было рассчитано на жизнь в величайшей неге. Блистательная и элегантная отделка домов, свежие краски, самая лучшая английская мебель, украшающая комнаты, изящные зеркала, прелестные кровати, диваны разнообразнейших форм…”
Стендаль не знал, что чудесная мебель, которая так его поразила, была не английской. Это было удивительное русское открытие – создание мебели из карельской березы.
Мебель из карельской березы – материал русского классицизма и ампира, впервые использованный в 1780-х гг. По легенде моду на “березовые выплавки” ввел князь П.В.Мещерский (1736–1818), вельможа времен императрицы Екатерины II, имевший в Курской губернии столярную мастерскую. В долгие зимние вечера, когда день короче ночи, а за окнами мороз, мебель из карельской березы смотрелась как “островки солнца”, впитавшими тепло жаркого лета.
В экспозиции “Музей сословий России” представлен удивительный по своей красоте и изяществу мебельный гарнитур из карельской березы. Диваны и кресла необычной формы декорированы золоченой бронзой и литьем. Литые, раскинувшие крылья орлы, валюты у изголовья, фигуры сфинксов на подлокотниках, бронзовые рельефы с изображением античных сцен придают особую величественность. Мебель в стиле ампир – самое совершенное его воплощение, с мощью и благородством пропорций, которое создавалось в России, овеянной радостью и величием победы в Отечественной войне 1812 года.
Красивая мебель формирует пространство. Представленный гарнитур из карельской березы, имеет не только несомненную историко-культурную ценность. Велико его мемориальное значение. Он принадлежал величайшему русскому художнику И.С.Глазунову и находился в его московской мастерской на Новинском бульваре.