Новые приобретения Галереи Ильи Глазунова

В 2019 году основной фонд Галереи пополнился почти двумя тысячами произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, фотографиями из коллекции И.С.Глазунова. Это произошло в первую очередь благодаря усилиям директора Галереи – вдовы Ильи Сергеевича Инессы Дмитриевны Орловой-Глазуновой: большая часть произведений переданы ею в дар Галерее. На выставке новых поступлений представлены работы художника Ильи Сергеевича Глазунова периода 1950-1970-х годов в разных жанрах.

Среди ранних произведений художника первым в этом ряду является студенческий эскиз “Пароход. Волга” – учебная работа 2 курса. История этого произведения рассказана художником в книге воспоминаний «Россия распятая». Она появилась в результате поездки И.С.Глазунова на практику в район строительства Куйбышеской ГЭС. Увиденное на месте потрясло молодого художника: оказалось, что на “стройке коммунизма” работают, в основном, заключенные. “Я не мог написать правду, но и не мог лгать. Осенью преподаватели живописи потребовали от меня отчет: композицию на тему “Великие стройки коммунизма”. Я решил изобразить то, что видел, уезжая из Ставрополя: пароход, палуба, на которой сидят люди…”

Интерес к жизни народа, простым и одновременно сложным человеческим судьбам всегда отличал творчество И.С.Глазунова. В этой ранней работе – сложной по композиции и насыщенной эмоциональными оттенками, он уже тогда проявил себя как большой профессиональный художник.

На выставке зритель увидит несколько пейзажей Ильи Глазунова. Фонд Ильи Глазунова поддержки и развития реалистического искусства и культуры передал в Галерею картину И.С.Глазунова 1968 года «Каргополь. Белая ночь». На ней изображён собор Рождества Христова в Каргополе (1552-1562) при лунном освещении. Пейзаж написан в период поездок Ильи Сергеевича по Русскому Северу. Это произведение не только представляет нам выдающийся памятник средневековой архитектуры – шедевр мастерства новгородских зодчих, но и передаёт живописными средствами удивительное состояние природы, пограничное между днём и ночью, светом и темнотой.

Покой и величавая стать северной природы с удивительным мастерством передана мастером в работах “Кулига” (1968 г.) и “Осенний пейзаж” (1970-е гг.). Используя скромную палитру серо-зелено-коричневых цветов и оттенков, он сумел создать полнокровный образ природы и “поселить” в ней человека, которого зритель не видит, но который освоил эти суровые земли, построил на покрытых мхом камнях часовню и проложил к ней тропу. Присутствие человека – неотъемлемое свойство произведений И.С.Глазунова, человек – главная ценность в его мировосприятии.

И.С.Глазунов создал сотни портретов своих современников. На выставке представлены два портрета членов семьи Юргена Понто – руководителя Дрезднер Банка: супруги – известной пианистки, рядом с дочерью в профиль (двойной станковый графический портрет выполнен углем и пастелью), и юной девятнадцатилетней дочери – Коринны, виолончелистки. Художник тонко передал трепетное состояние души молодой девушки, хрупкой, смотрящей на зрителя широко открытыми большими голубыми глазами, расцвет её молодости, её чистоту, ассоциативно подчеркнутую нежными цветами белых лилий. Эти картины переданы в Галерею из Германии, из семейного собрания Понто. В собрании галереи мало таких портретов. Лучшие “заказные” портреты Ильи Глазунова находятся в частных собраниях, и чаще за рубежом, где на протяжении второй половины XX века ему позировали короли и президенты, политики, кинорежиссеры, актеры, писатели, поэты, музыканты и многие известные личности.

В 1970-е годы имя И.С. Глазунова было широко известно в Восточной и Западной Германии: он несколько раз приезжал в ФРГ и в ГДР со своими персональными выставками – в Берлин, Лейпциг, Дюссельдорф, Штутгарт, Гамбург. Зарубежная пресса в большом объеме печатала о феномене Глазунова о его живописи статьи в центральных газетах и журналах.

Илья Сергеевич написал портреты членов семьи Понто в 1976 году в их доме около Франкфурта-на-Майне. По словам дочери Юргена Понто Коринны, “портрет отца был намного меньше, он был скромным человеком и больше хотел, чтобы прославленный живописец из России написал красивый портрет его любимой дочери и жены. После трагической гибели отца мы иммигрировали в Нью-Йорк, затем во Францию и Германию, где я училась в музыкально-театральных вузах и стала оперной певицей, и мы везде возили с собой наши портреты, никогда не расставаясь с ними. Хочу сказать, что всех нас поразил талант и необыкновенная работоспособность Ильи Глазунова – ведь он написал три произведения всего за 2 недели, пока находился в Германии”.

“Подлинно национальное искусство должно быть интернационально”, – говорил сам художник. Для галереи возможность показать в России блестящие портреты русского художника, выполненные им в других странах мира, – является очень важной задачей, как для научно-исследовательской, так и для экспозиционно-выставочной деятельности.

Среди созданных И.С.Глазуновым портретов много образов выдающихся людей прошлого, и особое место в творчестве И.С.Глазунова занимает образ художника-творца. В личности Андрея Рублёва художник видел идеал жертвенного служения искусству. В определенной мере образ Андрея Рублева в сознании мастера соотносился с образом Христа. В картине “Андрей Рублев” (1962 г.) эта ассоциация имеет конкретную сюжетную основу – это пребывание Спасителя в пустыне, его тяжелые думы и искушение – тема, занимавшая многих живописцев.

Наконец, на выставке представлен шедевр иллюстративной графики И.С.Глазунова – создателя жанра станковой книжной иллюстрации. Иллюстрация к трагедии А.К.Толстого “Царь Федор Иоаннович” (1969г.) представляет двух главных героев литературного произведения – царя Федора и его друга-сподвижника и одновременно соперника боярина Бориса Годунова. В данном произведении, аттрактивном по цвету, монументальном по художественному решению, художник представил основную идею произведения А.К.Толстого в форме открытого символа: фигура Бориса, несущая яркий, эстетически и психологически агрессивный образ, заслоняет и вытесняет скромную по размеру и трагическую по выразительности фигуру Фёдора. Каждый из этих двух образов по-своему выразителен и в их противопоставлении имеется двойной смысл: Борис, защищая слабого и больного Фёдора от жестокости внешнего мира, в то же время готовится занять его трон; Фёдор же, прячась за спину Бориса и ища в нём защиты, глубоко страдает от своей слабости.

Произведение несёт в себе все характерные признаки творческой манеры И.С.Глазунова-иллюстратора: монументальность формы и образа; пространственную наполненность и выразительность композиции; цветовую и фактурную насыщенность поверхности; глубокое раскрытие образной концепции литературного произведения, умение выбрать для изображения ключевой образ. В этой картине И.С.Глазунов проявил себя не только как прекрасный живописец и график, но и как историк и мыслитель, сумевший глубоко прочувствовать историческую коллизию сюжета. Работа долгое время находилась в частном собрании в Финляндии, в 2010 году была показана на юбилейной выставке Ильи Глазунова в крупнейшем финском музее “Kiasma”, вместе с многочисленными портретами, исполненными художником в Хельсинки (среди них президент Урхо Кекконен, бизнесмен и дизайнер Арми Ратия, художник Тимо Сарпанева и др.). Работа “Борис Годунов и царь Федор” была приобретена через Экспертно-закупочную комиссию Департамента культуры города Москвы.

Представленные на выставке произведения Ильи Глазунова значительно дополняют наше представление о его многогранном творчестве. Изучение творчества И.С.Глазунова, пополнение собрания его произведений, возвращение на Родину тех из них, которые оказались за рубежом, является важнейшей миссией Галереи сегодня.

Square thumb           . .                         6087 1
Square thumb           . .                       .          6089 1
Square thumb           . .                            .                         . .                                .          7968 1
Square thumb           . .           .           .          6013 1