Образы святого Николая Чудотворца в собрании Музея сословий России
Образ святого Николая Чудотворца в русской культуре всегда занимал особое место. Трудно сказать, какой сфере жизни православного человека не покровительствует святитель Николай: он прославляется как защитник всех сирых и убогих, покровитель путешествующих и плавающих по морю, чтится как истинный пастырь и учитель правоверия, как помощник всех работающих на земле и ходатай об усопших. Многие храмы в русских городах и селениях посвящены Николаю Мирликийскому или имеют приделы, освящённые в его честь. Его имя не только часть церковной, но и народной культуры, достаточно вспомнить поговорки: «Нет икон как Никол», «От Холмогор до Колы 33 Николы».
Кто же такой Николай Чудотворец? Это епископ, глава христианской общины города Миры в Ликии (Малая Азия, ныне Турция), живший в 260–340 гг. н.э. В церковной истории он известен как участник Первого Вселенского собора, активный борец с язычеством и ересями. Известно его деятельное противостояние учению ариан, считавших Иисуса Христа лишь совершенным творением Бога, но не Богом. Большинство же верующих чтит святителя не как борца за чистоту вероучения, а как милостивого помощника «во всяком обстоянии». Обоснование такого почитания можно найти в житии святого. После возведения в епископский сан он сказал сам себе слова, ставшие его жизненным принципом: «Теперь, Николай, твой сан и твоё место требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, но для других». И этому правилу он оставался верен всегда не только при своей временной земной жизни, но и после смерти. Большое число никольских храмов, монастырей и чудотворных икон по всему христианскому миру – это красноречивое свидетельство веры людей в помощь святителя . История его изображений на Руси имеет почти тысячелетнюю историю, Мирликийский святитель запечатлён на иконах, фресках, предметах церковной утвари. Во всех без исключения храмах есть его иконы, имеются они и в домашних красных углах. Естественно, много изображений великого чудотворца сохранено и в музейных, и частных коллекциях. Собрание Музея сословий России, основанное И.С. Глазуновым, – не исключение; в залах, рассказывающих о культуре русского православия, есть замечательные по художественному уровню произведения с изображением великого святого. Давайте обратимся к некоторым из них.
В первом зале обращают на себя внимание два древних памятника, посвящённых святителю, – резной образ XVII века и подвесная пелена конца XVI века. Скульптурные изображения или «иконы на рези» святого Николая известны на Руси с XIV столетия. По преданию, первая резная икона святителя Николая была выполнена жителями подмосковного Можайска в благодарность за помощь, оказанную святым при осаде города врагами. Николай, явившийся «на воздусех» с мечом и храмом, устрашил осаждающих. Позднее именно такое резное изображение было поставлено в церкви над городскими воротами.
Есть и другая версия, объясняющая появление скульптурного образа Николы в православном искусстве. В XIV столетии сербский король Стефан подарил базилике в итальянском городе Бари, где хранятся мощи святого, серебряную статую Чудотворца. Необычное изваяние, хранившееся при гробе Угодника, как бы напоминало о его реальном присутствии и помощи. Этот образ могли видеть и русские паломники, желающие и у себя на родине видеть подобие этой святыни. Образ «Никола Можайский» из собрания нашего музея отличается суровой простотой и величавостью. Несомненно, что русский человек, живший несколько столетий назад и молившийся перед подобным изображением, ощущал реальность присутствия святого, а значит, имел твердую уверенность в его помощи.
Подвесные пелены с изображением святых и церковных праздников – часть внутреннего убранства древнерусского храма, их подвешивали под чтимые иконы, они были своеобразным даром святыне в благодарность за оказанное благодеяние. Шитьё подвесной пелены «Святой Николай» исполнено очень тонко и профессионально, в ней использованы шёлк, золотные и серебряные нити, фоном для шитья служит дорогая ткань с растительным узором – камка, пелена также украшена жемчугом. Это произведение могло выйти из светлицы очень богатой и знатной особы (княгини или боярыни), вероятно, благодарной святому за благодеяние, им оказанное.
Икона «Николай Чудотворец с житием» второй половины XVI века, находящаяся во втором зале, является одним из лучших памятников данного времени в нашем собрании. Композиция средника и клейм вполне соответствует традиционной иконографии: в центральной части представлен святитель Никола в полном архиерейском облачении, благословляющий молящихся и держащий в левой руке раскрытое Евангелие. Вокруг средника – 20 житийных клейм, рассказывающих о его подвижническом пути, прижизненных и посмертных чудесах.
Напомним, что любая православная икона генетически связана с текстом гимнографическим, житийным, учительным. Мастер, писавший данный образ, несомненно, знал текст тропаря, посвящённого Николе: святой величается там как «правило веры и образ кротости…». Правилом (образцом) веры святой предстоит в среднике – это пастырь, учитель, в плотных, как бы негнущихся ризах, благословляющий и учащий свою паству. В клеймах он совсем иной: лик его действительно полон кротости, внимания, стремления помочь терпящему беду человеку.
Чёткое и ёмкое построение композиции, расположение персонажей в пространстве, яркие и живые краски: золото, охра, белый, киноварь, тёмно-зеленый и синий - говорят о влиянии на мастера художественных традиций Великого Новгорода, продолжавших жить и после присоединения его к единому Московскому государству.
В третьем зале несколько образов святого: это две крупные храмовые иконы, резная, практически в рост скульптура, а также небольшие меднолитые образки и складни в витрине.
Самым ранним памятником, посвящённым святому, в этом зале можно назвать храмовый образ «Святитель Николай Чудотворец», относящийся к концу XVII столетия. Изображение традиционное: поясное, фронтальное. Николай облачён в святительские ризы, правой рукой благословляет, в левой держит открытое Евангелие. Слева и справа в углах, в облаках – Богоматерь и Иисус Христос. Элементы украшения одежд, способ написания лика указывают на то, что мастер иконы ориентировался на произведения строгановских мастеров – художников, писавших по заказам «именитых людей» Строгановых в XVII столетии. Как правило, иконы строгановских писем отличались качественностью техники живописи, грамотностью построения композиции, любовью к узорочью, изысканному колориту. Художник, очевидно, копировал чтимый образ, на это указывает необычное для традиционных образов положение правой руки святого, поддерживающей плат, а не Евангелие. Но несколько упрощённая манера живописи и теплый её колорит, жидкие слои темперной краски, использование серебра позволяют отнести памятник к произведениям Русского Севера.
Северное происхождение и идентичный иконографический тип мы видим на другой храмовой иконе святителя, созданной позднее и в иной художественной манере. Первое, на что обращает внимание посетитель при встрече с иконой «Святитель Николай Чудотворец» XVIII столетия, – это богатейшее облачение святого, драгоценные панагия (нагрудная икона) и кодекс Писания, который он держит. На омофоре (широкой ленте на плечах – знаке епископского достоинства) вместо крестов представлены сцены праздников Благовещения, Сретения и Рождества Христова, верхняя крышка оклада Евангелия украшена крупным жемчугом и черневым изображением Распятия.
Декор риз восходит к реальным церковным облачениям того времени, и эта имитация носит далеко не случайный характер. В середине XVII столетия Русскую Церковь поразил раскол, часть верующих перестала доверять духовенству, считая его еретическим и неблагодатным. В старообрядчестве (духовном движении, сторонники которого не признавали реформ церковных обрядов, проведённых патриархом Никоном) выделяется движение беспоповцев, учивших об «оскудении священства», а значит, и о недействительности Таинств, совершаемых священниками послениконовского поставления. Для того чтобы убедить свою паству в ложности таких взглядов, пишутся иконы, подобные представленной в экспозиции. Одна из главных идей её состоит в том, что ныне служащие епископы и иереи – это законные преемники святителей, получивших благодать от апостолов и, следовательно, от Самого Христа. В письме лика святого художник ориентируется на произведения столичной живописи конца XVII века, но неяркий колорит и стремление к декоративности указывают на Русский Север как на место создания иконы.
Резные иконы чтились не менее живописных, простым народом подобные образы часто воспринимались реальными, живыми. Интересной деталью резной фигуры «Святитель Николай Чудотворец» начала XIX столетия можно считать матерчатые тапочки на его ногах. Такие тапочки меняли скульптурам святых каждый год, веря, что подвижники ходят по земле помогая людям, а значит, изнашивают обувь.
Неотъемлемой частью русской религиозной культуры являлись литые иконы и складни, которые были очень любимы русским народом с глубокой древности. Небольшой образ из металла, не подверженного огню или сырости, можно взять с собой в путь, он небольшой, стоит недорого, на нём, как правило, изображён чтимый святой помощник. Яркие цвета эмали, которой часто украшался крест или образок, отвечали и народным представлениям о красоте.
Изображения на памятниках меднолитой пластики дают ясное представление о внутреннем мире простого человека, о его духовных воззрениях на мир горний как на вполне существующую реальность. Небожители – Господь, Богородица, ангелы, святые - являются помощниками не только в духовной, но и мирской жизни со всеми её отрицательными и положительными сторонами. Святитель же Николай является самым надёжным заступником. Поэтому его литых изображений достаточно много: это и единоличные иконы (вершковые и двухвершковые), и складни, где его образ является центральным, и различные композиции, например, на одной из створок четырёхчастного складня «Двунадесятые праздники. Похвала Богоматери. Избранные святые».
Все эти образы – не только первоклассные памятники отечественной культуры, но и убедительное свидетельство религиозного опыта народа. Памятники иконописи и прикладного искусства рассказывают не только о доверии к святому верующих людей, но и о реальности помощи, которую он им непрестанно оказывает.