Одухотворенная красота. Женские образы Ильи Глазунова
На протяжении всей истории изобразительного искусства художники воспевали женскую красоту, создавая образы одухотворенные поэтикой вечной женственности. У каждой эпохи, у каждого художника свой идеал женской красоты, свое представление о женском характере, роли женщины в развитии общества.
Женщины на полотнах Ильи Глазунова – это и современницы художника, и исторические личности, и героини русской классической литературы. Запечатлевая их прекрасные черты, художник будто стремится постичь вечную тайну женской души.
Один из самых поэтичных и загадочных женских образов, созданных И.Глазуновым – это ОБРАЗ НЕЗНАКОМКИ (ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ А.БЛОКА. 1979 г., бумага, соус, пастель).
Стихотворение А. Блока построено на противопоставлении реальности и мира грез. На контрасте образов строится и иллюстрация И. С. Глазунова. Внимание художника приковано к прекрасной незнакомке. В глубине ее светлых глаз, кажется, таится то сокровище духовного мира, которое тщетно стремиться отыскать поэт.
Изображая незнакомку, художник точно следует за описанием блоковского образа — изящный силуэт: тонкий стан, затянутый в шелка, широкая шляпа с траурными перьями, в кольцах узкая рука, синие бездонные глаза, в которых чувствуется затаенная драма. Одухотворенная красота незнакомки резко контрастирует с образами завсегдатаев питейного заведения на дальнем плане. Они олицетворяют пошлость и низменность окружающего мира, в котором вынужден пребывать поэт, тоскующий по идеальному миру.
“НЕЗНАКОМКА”. 1985 г.
Еще один образ Незнакомки на фоне Петербурга. В этой картине художник соединяет женский образ с городским пейзажем. Илья Глазунов родился и вырос в Ленинграде. На склоне лет художник напишет в мемуарах: « Я по-иному прожил бы свою жизнь, если бы меня не окружало с детства великолепие архитектурных ансамблей имперской столицы».
В картине есть ощущение вневременности. Удивительно передан дух серебряного века, и в то же время, кажется, что такую незнакомку мог повстречать и сам художник на набережных северной столицы уже в конце века двадцатого.
Как гармонично женский образ вписан в образ города. Классически правильные черты лица незнакомки, элегантность ее одежды и такая же строгая гармония и красота архитектуры Петербурга. Таинственная загадочность Прекрасной дамы и мистическое таинство белых ночей.
Особую роль в городском пейзаже играет водная гладь. Художник вводит в произведение мотив отражений. В Неве отражаются и небо, и облака, и фасады домов. Таким образом, город обретает мистическую сущность, живя в двух пространствах: реальном и отраженном.
Среди иллюстраций к произведениям русской классической литературы особое место занимают работы, посвященные романам и повестям Ф.М.Достоевского, который является любимым писателем и мыслителем художника. Среди них яркие и драматичные образы. Например, “НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА”. 1956 г.
К этой героине произведения Ф.М Достоевского у художника было особое отношение. И.С.Глазунов писал о ней: «Она загадочна, как загадочна вообще душа женщины. В ней переплетаются образ «красоты страшной силы» с мистическим реализмом странности изломанной любви, преданности, своеволия, истерического грозового накала страсти – словом, все, что было свойственно женщинам, которых любил Достоевский. Это был его тип женщины… <…> Считаю, что в мировой литературе нет более сложного и волнующего образа, чем Настасья Филлиповна. Она как больная птица, не могущая лететь; она и жертва, и насильница». Художник очень верно передал характер и судьбу героини романа. В огромных скорбных глазах читаются не только уже свершившиеся испытания, но и грядущие страдания.
Совсем другую характеристику И.С. Глазунов дает ОБРАЗУ НАСТЕНЬКИ ИЗ “БЕЛЫХ НОЧЕЙ”. 1970 г. Бумага, соус, пастель. Нежный овал склоненного лица с прекрасными глазами подчеркивают широкие поля шляпки. Перед нами возникает девушка, ждущая любви, совсем еще юная, чистая, мечтательная, изящная в своей простоте. Емкая, лаконичная, плавная линия способствует впечатлению особой цельности и серьезности юного существа. Иллюстрация выполнена пастелью, светлые оттенки которой помогают художнику передать романтическую атмосферу повести.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОВЕСТИ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО “НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА” 2008 г. Бумага на картоне, соус, пастель, угольный карандаш. В книге «Россия Распятая» Илья Сергеевич Глазунов описывал, как долго искал образ главной героини повести Ф.М.Достоевского «Неточка Незванова». Неожиданно он увидел девочку лет 7-8 с мамой на Арбате, и попросил позировать. Так иллюстрация появилась на свет.
В центре композиции графического листа печальное, напряженное лицо юной Неточки. В ее несчастных глазах отражен мир полный горестей и лишений. «Я поняла, и уж не помню, как, что в нашем углу — какое-то вечное, нестерпимое горе», – признается девятилетняя Неточка на страницах повести Ф.М.Достоевского. Не только в иллюстрациях к этому произведению, но и в образе Нелли, героини «Униженных и оскорбленных», И.С.Глазунов глубоко разработал одну из важнейших идей философии писателя о том, что нет оправдания жестокости мира, в котором пролита хотя бы одна слезинка страдающего ребенка.
Жертвенность, стремление к свету даже в падении, в горести и унижении воплощены В ИЛЛЮСТРАЦИИ И.С.ГЛАЗУНОВА К РОМАНУ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” “СОНЯ МАРМЕЛАДОВА, ЧИТАЮЩАЯ ЕВАНГЕЛИЕ РАСКОЛЬНИКОВУ”. Художник добивается создание атмосферы не просто таинственности, но таинства, даже священнодействия. Именно в этой сцене постепенно возрождается к покаянию душа согрешившего человека. Всего несколько линий штрихов, немного мягкого, тихого света – и появляется одно из самых лучших произведений русской книжной графики конца ХХ столетия. Свет здесь несет символическую нагрузку. Источник его не только свеча, тлеющая на столе, но и маленькая книга – Евангелие в руках девушки. Ровный, тихий поток переходит с просветленного лица Сони и мягко отражается на фигуре Раскольникова. Ее лицо – это лик страдающей, взявшей крест поношения ради ближнего человека, оно полно веры и благоговения.
Немало среди работ И.С.Глазунова и образов современниц.
“ДЕВУШКА В ДЖИНСАХ” (1979 г.) - одно из ярких и запоминающихся произведений калейдоскопа образов XX века, созданного художником. Эта картина интересна с точки зрения той известной истины, что искусство выражает время. Понимание времени художником и его тонкие наблюдения, облеченные в художественную форму, становятся характерными для своей эпохи символами. Кто она, современная девушка?
Илья Сергеевич рассказывал, как он, создав в 1978 году мастерскую портрета в Суриковском институте, часто сам искал натурщиц и ставил постановки своим студентам. Эту девушку художник захотел написать сам. Работа была создана очень быстро, за несколько сеансов.
Полуобнаженная, одетая в «универсальные» современные джинсы, молодая женщина не теряет своего очарования и женственности, оставаясь при этом совершенным творением природы, воспеваемым художниками во все времена - от Праксителя до импрессионистов.
Обратите внимание, как на контрасте живописных приемов строится эта картина. Темный экспрессивный фон с мелькающими всполохами, притягивает нас к завораживающей красоте молодого девичьего тела, написанного по-тициановски классически, с нежным жемчужным свечением, мягкими касаниями кисти. Изящная фигура с выразительно-грациозными отведенными назад руками, и сама эстетика обнаженного тела контрастирует с грубыми джинсами, которые написаны фактурно, очень пастозно и широко, нарушая общую гармонию полотна. Но при внешней статуарности и спокойствии изображенной, мы также улавливаем тревожное эмоционально состояние героини, ее беззащитность, хрупкость, и такое потерянное выражение лица… Она таит в себе загадку Евы, даже если она одета в символ современного демократического общества XX века – джинсы.
Образ юной современницы запечатлен в работе “ДЕВОЧКА С ОДУВАНЧИКОМ”. 1964 г. Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш.
Девочка с одуванчиком – мотив, к которому Илья Глазунов неоднократно возвращался в своем творчестве, как в графике, так и в живописи. На фоне голубого неба непрерывной линией обрисован тонкий девичий силуэт. В руке героиня держит одуванчик, семена которого разлетаются по ветру на мягких пушинках. Лаконичными художественными средствами художник создал образ прекрасной и быстротечной поры беззаботной юности. Легкости и чистоте образа вторят эскизная манера рисунка и его нежные полупрозрачные тона.
“РУССКАЯ ВЕНЕРА”.1977 г.
Красота обнаженного женского тела – классический мотив в истории искусства. Илья Глазунов воплощает эту тему на национальной почве, создает свой идеал красоты русской женщины. В самом названии картины аллюзия на античное искусство. Пропорции и формы тела модели напоминают пропорции античной статуи, а лицо ее обладает характерной славянской миловидностью. Обратите внимание насколько целомудренно изображение обнаженного тела. Скромность, кротость, чистота, стыдливость подчеркнуты и в ее чуть смущенной позе, и в склоненной голове, и в потупленном взоре.
Присутствует в картине и тема гармонии человека и природы. Образ вписан в пейзаж. Березовая роща — символ русской природы и женского начала. В славянской ведической культуре береза считалась женским деревом.
Картина «Русская Венера» одна из самых светлых и жизнеутверждающих в творчестве художника. В ней все проникнуто красотой, гармонией и радостью бытия. Именно поэтому картину так любят многие почитатели таланта Ильи Глазунова.
“РУССКАЯ КРАСАВИЦА”. 1968 г.
Одна из самых известных работ И.C.Глазунова – “Русская красавица”. В этой картине художник использует необычную технику, дополняя масляную живопись старинными тканями, жемчугом, разноцветными камнями. В этой картине передана не только красота девушки из народа, но и красота национального русского костюма. Художник будто одевает свою модель в праздничный сарафан, традиционный головной убор северных губерний – венец. Карты в руках у русской красавицы – напоминание о народных обрядах, традиции гаданий на жениха. Особый шарм картине придает использование в качестве рамы старинного резного наличника. Возникает ощущение окна в старину.
“ЯРОСЛАВНА” 1986 г.
Работа “Ярославна” задумывалась как иллюстрация к произведению древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”, но фактически стала самостоятельным живописным произведением.
Как часто бывает в творчестве Ильи Глазунова, образ конкретного персонажа обретает значение образа собирательного. На Руси всегда почиталась не только женская красота. Особенно важны были нравственные добродетели, ставшие синонимом женственности — целомудрие, смирение, кротость, доброта и любовь к ближнему, верность и преданность супругу, жертвенная забота о детях, а также глубокая вера и духовна стойкость. В годины тяжких испытаний, когда русские мужи уходили защищать родную землю от полчищ захватчиков, женщины брали на себя молитвенный подвиг, вознося мольбы о спасении отечества в храмах и монастырских обителях.