Подлинное придворное платье в экспозиции "Музей сословий России"
Сегодня в экспозиции Музея сословий России, помимо портретной галереи российских монархов можно увидеть, как одевалась знать в Императорской России. В собрании Ильи Сергеевича Глазунова находится подлинное придворное платье, принадлежавшее великой княгине Марии Павловне Мекленбург-Шверинской, супруге президента Академии художеств в Санкт-Петербурге – великого князя Владимира Александровича.
О роскоши русского двора – одного из самых великолепных дворов монарших дворов Европы – всегда ходили легенды, и пораженные увиденным, многие иностранцы с восторгом описывали блистательные торжества, устраиваемые царствующим домом Романовых.
Придворный живописец Николая I Орас Верне вспоминал, как обувь танцующих давила рассыпанные по полу драгоценные камни и жемчуг, и этот треск заглушал музыку…
Известный французский писатель Теофиль Готье, посетивший Россию в 1865 году и удостоившийся приглашения на один из придворных балов, признался, что ему пришлось исчерпать все богатство своего языка для описания этого празднества. Английский посланник лорд Лофтус так пишет в своих «Мемуарах дипломата»: «Двор блистает и поражает своим великолепием, в котором есть что-то, напоминающее Восток. Балы, с их живописным разнообразием военных форм, с исключительной красотой дамских туалетов, сказочным сверканием драгоценных камней, своей роскошью и блеском превосходят все, что я видел в других странах».
Мария Павловна любила роскошь, жила с мужем в огромном особняке на Дворцовой набережной с 350 комнатами, прозванном “малым императорским двором”, была известна своей влиятельностью в обществе и страстью к драгоценностям, которые она смогла вывезти заграницу после революции 1917г. (например знаменитую Владимирскую тиару). Так часть русского наследия оказалось сначала в Европе, а затем в Америке. Среди её личных вещей вдали от Отечества оказалось и роскошное платье, которое приобрел Илья Сергеевич.
Подобные наряды создавались в модной мастерской Ольги Бульбенковой (под названием «Госпожа Ольга») в Санкт-Петербурге. Ее туалеты носили три российских императрицы – Мария Александровна, Мария Федоровна и Александра Федоровна. Золотошвейные же работы исполнялись в ателье И.А. Васильева, а также в Новодевичьем монастыре. Платья также шились в Москве у Н.Ламановой.
Придворная мода Русского императорского двора определялась Указом императора Николая I. В «Описании дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору» от 27 февраля 1834 года женское придворное платье было строжайше регламентировано по фасону, цветам и отделке. Единый придворный наряд был приближен к национальному русскому сарафану, состоял из бархатного верхнего платья с длинными откидными рукавами и шлейфа с юбкой из белого атласа. «Хвост» и «борт» платья, вокруг и спереди юбки были украшены золотной вышивкой, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов»; цвет верхнего платья зависел от статуса дамы. С некоторыми изменениями этот особый фасон дамского аристократического наряда сохранялся в России вплоть до революции 1917 года.
Платье Марии Павловны соответствует особенностям фигуры великой княгини, что не вызывает сомнений в подлинности провенанса вещи. Вы можете обратить внимание, в какой прекрасной сохранности золотная вышивка на лифе и двухметровом шлейфе, под которым, кстати, сохранились специальные шелковые шнуры для поддержки тяжелого шлейфа, которые перекидывались через руку во время бальных танцев.
Придворных платьев императорской России сохранилось до наших дней совсем немного, и это единичные экземпляры: они хранятся в Эрмитаже и Павловске, Царском Селе, Историческом музее и Кремле, а также два из них – в Музее Метрополитан в Нью-Йорке.
Входя в зал, невольно хочется склонить голову перед этим ослепительным великолепием, символом красоты и мощи Российской империи, уничтоженной сто лет назад…
Судьба придворного платья великой княгини сложна и неоднозначна. Прежде чем, преодолев время и пространство, оно смогло вернуться на свою историческую Родину благодаря русскому художнику Илье Глазунову, оно хранилось в одной американской художественной галерее почти двадцать лет. Вместе с Марией Павловной её наряд покинул Россию после революционных потрясений, в 1920 году. Княгиня прожила во Франции недолго, всего через полгода её не стало. Платье долгое время принадлежало старейшему модному дому Lanvin, а затем было куплено семьей Гинзбург&Леви, занимавшейся антикварной торговлей в Нью-Йорке. Кстати, основатель бизнеса родился в 1876 году в Российской империи, в Одессе.
После Второй мировой войны мы снова находим затерявшиеся следы платья. Теперь они связаны с именем медиалегенды XX века Дианой Вриланд – которая 30 лет была главным редактором Voque и Harper’s Bazaar, работала со многими художниками, в том числе с арт-директором журналов - Алексеем Бродовичем, у которого в Лаборатории учились дизайнеры и фотографы со всего света.
Она курировала в музее Метрополитан лучшие выставки костюмов, преобразовав эту область благодаря яркой подаче. Среди выставок работ ведущих модельеров эпохи, в 1977 году с помощью Дианы Вриланд мир увидел “славу русского костюма”: благодаря её неутомимой энергии в Нью-Йорке была устроена одноименная выставка “Glory of Russian costume” из 500 нарядов, в которой приняли участие Эрмитаж, Исторический музей, Кремль, а на экспозиции играла классическая музыка русских композиторов. “Когда я была в России всего 48 часов, я подумала про себя: из всех стран, которые я знаю, если бы в ЭТУ страну я не смогла вернуться, то это было бы самым ужасным в моей жизни” (из интервью).
В наших музеях она хотела найти крестьянский наряд, который, по её мнению, стал вдохновением для костюма, созданного Chanel во время её отношений с великим князем Дмитрием Павловичем, кузеном Николая II. На протяжении 20 лет коллекции нью-йоркского музея активно пополнялись при ней, и сейчас Институт костюма, в котором есть и русские вещи, считается одним из лучших в мире. Придворное платье Марии Павловны было также показано в Метрополитан (Diana Vreeland: Immodest Style”) и опубликовано в журнале New York Now Entertainment в 1993 году. Строгий стиль и торжественность этого поистине царского одеяния, которое, как считала Д.Вриланд, восходит к пышности Византии.
Платье снова вернулось в своё Отечество, проделав немалый путь, поражая и вдохновляя всех видевших его на протяжении последних сто лет. Теперь оно навсегда здесь, в Музее, посвященном русским сословиям. И будет прекрасным напоминанием о былом величии нашего государства благодаря Илье Глазунову, воссоздавшему облик великой России в немеркнущей красоте прошлого – нашего общего достояния.