Портрет из Германии. 40 лет спустя
Илья Сергеевич Глазунов на протяжении всей своей жизни обладал огромной мировой известностью блестящего портретиста. В этом плане его творческое наследие обогатило художественную культуру Европы, Америки и Азии. Этим летом состоялась удивительная встреча с героиней одного из тысячи его портретов, спустя почти 40 лет со времени создания.
Германия. 1976 год. Илья Глазунов работает над знаменитой картиной “Мистерия XX века”, за которую впоследствии избежит депортации из СССР, замененной на “ссылку” в Сибирь, на БАМ. Работает и в Москве, и в Кёльне, где заканчивает огромное полотно, задуманное им ещё в 1968 году в Париже.
По воспоминаниям художника, опубликованным в его книге “Россия Распятая”, картина привлекла внимание не только прессы, но и известных политиков. В кёльнскую гостиницу “Интерконтиненталь”, где он работал, на неё приезжают посмотреть будущий премьер-министр Баварии Франц Йозеф Штраус (в то время глава партии Христианско-Социального союза) вместе с директором Дрезднер Банка Юргеном Понто, через год застреленным террористами из “Фракции Красной Армии”.
Как раз в это время, в 1970-е годы, имя И.С. Глазунова было широко известно в Восточной и Западной Германии: он несколько раз приезжал в ФРГ и в ГДР со своими персональными выставками - в Берлин, Лейпциг, Дюссельдорф, Штутгарт, Гамбург. Зарубежная пресса в большом объеме печатала о феномене Глазунова о его живописи статьи в центральных газетах и журналах…
В августе 2019 г. дочь Юргена Понто - Коринна встретилась с вдовой художника - директором Галереи Инессой Орловой-Глазуновой в Мюнхене, и с радостью поделилась своими воспоминаниями о писавшем ее портрет художнике.
“Мне 19 лет, я увлечена музыкой (Коринна в то время играла на виолончели), здесь я очень одухотворена и лирична, как мне кажется, и очень застенчива…
Глазунов был гениальный живописец, посмотрите, как он тонко передал состояние души молодой девушки, цветение её молодости, подчеркнутое нежным и трепетным пейзажем нашего сада, за стеной нашего дома недалеко от Франкфурта-на-Майне, где я сижу … До сих пор у нас стоит этот стул с синей обивкой и хрустальная ваза с картины!”
Илья Глазунов написал несколько портретов членов семьи Понто: маму Коринны - известную пианистку, рядом с дочерью в профиль (двойной портрет выполнен углем и пастелью), Юргена Понто и юную девятнадцатилетнюю виолончелистку, такую хрупкую, смотрящую на нас задумчивыми большими голубыми глазами…
“Портрет отца небольшой, он был скромным человеком и больше хотел, чтобы прославленный живописец из России написал красивый портрет его любимой дочери. Кстати, моя мама жива, ей 90 лет и она очень рада, что вы приехали. Ведь после трагической гибели отца мы иммигрировали в Нью-Йорк, затем во Францию и Германию, где я училась в музыкально-театральных вузах и стала оперной певицей, и мы везде возили с собой наши портреты, никогда не расставаясь с ними. Хочу сказать, что всех нас поразил талант и необыкновенная работоспособность Ильи Глазунова - ведь он написал три произведения всего за 2 недели, пока находился в Германии”.
“Общались кажется на английском, но я точно не помню, - говорит наша собеседница. “Нет-нет, Илья Сергеевич хорошо говорил по-немецки, - уточняет И.Д.Орлова-Глазунова, ведь за год до создания Вашего портрета он познакомился с Гансом Пишнером - директором Берлинской Государственной Оперы, который увидел его работы на выставке в Альтес-Музеуме в Берлине, и предложил художнику оформить русские оперы “Князь Игорь” А.П.Бородина и “Пиковая Дама” П.И.Чайковского (их премьеры с успехом прошли в 1978 и 1981 гг. на сцене Штаатс Опер на Ундер дер Линден). Эскизы этих декораций можно будет увидеть в московском “Манеже” в следующем году, посвященном 90-летию Ильи Сергеевича. Мы бы хотели показать там и ваш портрет”.
Всю жизнь Коринна Понто с любовью хранила то зелёное платье, в котором позировала русскому художнику. “Я подарила его своей крестнице всего год назад, и мы обязательно приедем с ней в Москву на юбилейную выставку Ильи Глазунова.”