Произведения Ильи Глазунова в мягкой графической технике
Илья Сергеевич Глазунов был не только великим русским живописцем, но и блестящим графиком. Одной из излюбленных графических техник художника была, так называемая, мягкая техника, в которой он начал работать еще в студенческие годы и продолжал совершенствовать своё мастерство уже как зрелый художник с неповторимым индивидуальным почерком.
Что такое мягкая графическая техника? Это работа мягкими материалами, к которым относятся уголь, сангина, сепия, соус и разного вида пастель. И.С. Глазунов в своём творчестве особенно ярко показал широкие живописные и выразительные возможности мягких материалов.
Итогом многолетних трудов художника в этом направлении стало несколько тематически циклов, созданных преимущественно в мягкой графической технике. Это цикл «Город», иллюстрации к произведениям русской классической литературы, ряд работ, посвящённых блокаде Ленинграда, портреты современников и отдельные работы из других серий.
В своих графических произведениях И.С. Глазунов полностью раскрыл весь диапазон возможностей данной техники. Это можно увидеть уже в ранних ученических рисунках художника и в виртуозно-смелых образах времени творческого расцвета.
Мягкую технику И.С. Глазунов выбирает для цикла иллюстраций к произведениям русских писателей. Рисование мягкими материалами, прежде всего углем, издавна использовалось как вспомогательная техника для создания набросков и подготовительных рисунков будущих картин. Ведь одно из главных достоинств угля - возможность быстрого создания рисунка. Илья Сергеевич Глазунов доказывает, что это свойство идеально и для воплощения законченных работ – иллюстраций, потому, что позволяет запечатлеть мимолетно возникший замысел или образ литературного героя.
Характер и ширина штриха, шероховатость линий не требуют от художника скрупулёзной детализации: техника позволяет делать большие обобщения, силуэтно-решённые формы второго плана, и при этом оставляет возможность достаточно тонкой проработки первостепенных деталей. Это позволяет полностью погрузиться в эмоциональный настрой произведения.
Разное впечатление создает рисование углём, пастелью и такими материалами, как маслянистый соус или смешение разных материалов. Обращаясь к разным произведениям, художник меняет и свой арсенал средств.
В иллюстрациях к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» растушёвка, добавление светлых тонов пастели, мягкие переходы, отсутствие резких теней передают состояние, характерное для литературного произведения: словно околдованный волшебным сном город, неясный свет, придающий происходящему некую ирреальность.
В создании образа блоковской Незнакомки художник использует уже совсем другой прием. Она тоже не совсем реальна, но здесь упругая линия материализует поэтический завораживающий образ. Для этой работы художник выбирает соус – материал, для которого в сравнении с углём характерен более глубокий насыщенный тон и который придаёт силу и особую пластичность линии.
Ещё один важный приём - использование свободного пространства изобразительной плоскости: листа бумаги или картона. В мягкой графической технике очень часто применяется тонированная бумага разных оттенков. Это может быть даже грубая обёрточная бумага - крафт. Белый лист художник может тонировать и сам, придавая фону разные оттенки. Иногда незаполненного пространства на бумаге может быть даже больше, чем занятого непосредственно рисунком, и это будет работать на создание бесконечного простора и воздуха, например, в иллюстрации к стихотворению А.А. Блока «Осенняя любовь».
У мягкой техники большие возможности для изображения разных источников света. Нужно сказать, что изображение света считается достаточно сложной художественной задачей.
В иллюстрации И.С. Глазунова «В келье. Исповедь» к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» свет свечи как бы выхватывает образы из тьмы. Тёмный тон бумаги прорезают чёрные тени угольных линий, и возникают очертания предметов, а на тонком фитильке зажигается белое пламя, раскрывая самые потаенные тайны души.
Мягкая графическая техника позволяет передать тонкие, почти неуловимые градации света и тени в тональном решении произведения, которые приобретают значение метафоры - духовного противостояния света и тьмы, добра и зла. Полем этой извечной битвы в работах И.С. Глазунова, как и в произведениях Ф.М. Достоевского, становится «сердце человека». Художник делает акцент не на детализации внешнего облика, а на передаче духовной сущности изображённого.