Произведения искусства эмали в экспозиции Музея сословий России
В собрании Галереи Ильи Глазунова хранится интересная коллекция произведений декоративно-прикладного искусства XVI—XIX веков, украшенных перегородчатой и расписной эмалью: ларцы, шкатулки, тарели, чернильный прибор, оклады икон. В Древней Руси эмали ценили наравне с золотом и серебром, сравнивали их с драгоценными камнями.
Это искусство пришло на Русь из Византии. Одно из самых ранних упоминаний о русских эмалях встречается в Ипатьевской летописи 1175 года. Ювелиры, в совершенстве овладевшие сложной техникой, восхищали своих современников тонкостью и изяществом работы.
После татаро-монгольского нашествия эмали возродились при Иване III, а временем расцвета эмальерного искусства считается ХVII век. Эмаль стала применяться для украшения церковных предметов, головных уборов, оружия, металлической посуды и других предметов быта. В связи с таким широким распространением этой техники мастера в качестве основы стали использовать не только золото и серебро, но и медь.
В экспозиции «Музея сословий России» находится прекрасный образец московской эмали XVII века – чернильный прибор с песочницей, чернильницей и выдвижным ящичком. По центру также можно увидеть отверстия, куда вставлялись перья. Поверхность украшена растительным орнаментом голубого, синего и белого цветов (фото1. Чернильный прибор. Москва (?). Конец XVII века).
Главным центром искусства эмали в XVII-XVIII веке был Великий Устюг. В своих работах великоустюжские мастера использовали белую эмаль как фон для цветных эмалей, это является характерной особенностью их изделий. Любимыми цветами мастеров были светло-желтый, голубой, глубокий синий и зеленый.
Ларцы XVII века из Великого Устюга, представленные в экспозиции Музея сословий России, демонстрируют неповторимую работу мастеров, которая сочетает в себе изящество, тонкость исполнения с высоким художественным вкусом и необыкновенным мастерством. Ларцы украшены эмалью по скани (от древнерусского глагола «скать» - сучить, свивать). Контур рисунка выкладывался двойной крученой проволокой напаянной на металлическую поверхность, ячейки заполняли эмалью, после чего изделие подвергалось обжигу. Различные цвета придавали окиси металлов: кобальта - для получения синего цвета, меди - зеленого, сурьмы - желтого.
Один ларец из собрания И.С.Глазунова выделяется своими крупными размерами. На сегодняшний день подобных предметов в мире сохранилось лишь два: другой такой ларец хранится в Музее-заповеднике «Коломенское». Интересна форма с двухступенчатой откидной крышкой и двумя навесными замочками, а также размеры – 27х27 см., которые соответствуют размерам древних свитков - «столбцов». Это позволяет сделать предположение, что ларец предназначался не только для хранения ценных предметов, но также документов (фото 2. Ларцы. Великий Устюг. Вторая половина XVII века).
В Музее сословий России вы сможете увидеть украшенную эмалью тарель начала XVIII века с уникальным гравированным изображением молодого царя Петра I, а также столовые приборы - нож и вилку второй половины XVII века, созданные в Великом Устюге в технике перегородчатой и расписной эмалей (фото 3. Тарель с изображением Петра I. Начало XVIII века. Фото 4. Нож и вилка. Сольвычегодск и Великий Устюг. Вторая половина XVII века).
Эмаль часто использовали в сочетании с другими ювелирными техниками: сканью, чеканкой, гравировкой на золотой и серебряной основе, а также дополняли драгоценными камнями. В окладе иконы «Святой Николай с житием» XVI –XVII вв. из собрания Музея сословий России можно увидеть гармоничное сочетание чеканки, скани, золочения и инкрустации полудрагоценными камнями (фото 5).
К интересным предметам относится медная, покрытая белой эмалью сахарница с крышкой. Она украшена металлическими накладками с чернью, с изображением фигур дам и кавалеров, одетых по моде 1760-70х годов, пасторальных сцен, свиданий, катаний в карете. Считается, что секрет черневого искусства как вида художественного промысла передавался в Великом Устюге «из рода в род» и многие годы совершенствовался мастерами. Это изделие относится к уникальной устюжской «черневой» фабрике Афанасия и Степана Поповых, просуществовавшей всего 15 лет до 1776 года (фото 6. Сахарница 1760-е. Великий Устюг).
Редким своеобразием отличались так называемые усольские эмали, производство которых было налажено в Сольвычегодске, где еще в XVI в. купцы и промышленники Строгановы организовали художественные мастерские. Особенностью усольской эмали была техника эмалевой росписи — «живописная эмаль по скани».
Чаша XVII в. из собрания И.С. Глазунова украшена вставками, окантованными сканью, в которых белая эмаль декорирована красочной прозрачной цветочной росписью, дополненной штриховкой. Это крупные, выразительные по форме цветы и листья. Бутоны тюльпанов словно прорастают один из другого. Донце окружено скаными колечками, заполненными эмалями изумрудного цвета. Свобода и динамичность рисунка цветочного узора, смелая штриховка придает росписи необыкновенную живость и поэтичность.
Сольвычегодские мастера придумали не только оригинальную технологию росписи по «белью» - белому эмалевому грунту. Подготовка эмалевой поверхности, нанесение грунта и его обжиг происходила без так называемой контрэмали, которая применялась западными мастерами для прочности покрытия. Кроме того, художники не использовали предварительную штриховую гравировку, для лучшего сцепления эмали с металлической основой, как это делали столичные мастера, работавшие при царском дворе. Эта уникальная технология эмальерного искусство демонстрируется даже в самом сочетании эмалевой росписи с открытым металлом.
Усольских чаш с полихромной эмалью сохранилось до наших дней не так много, в основном они представлены в Музеях Московского Кремля (фото 7. Чаша. Последняя четверть XVIIв. Вологодская губ., Сольвычегодский уезд).
Во второй половине XIХ века искусство эмали переживает новый расцвет. Традиции эмальерного искусства продолжились в двух крупных центрах – знаменитых художественно-промышленных академиях графа Строганова и барона Штиглица, где выпускались декоративные изделия в стиле XVII - XVIII в. Произведения, созданные в это время, отличаются сложностью изготовления. Восстанавливаются утерянные технические приемы, совершенствуется применение полупрозрачной и светлой перламутровой эмали.
В Музее сословий России можно увидеть крупную тарель, в которой мастер обращается к традициям русских эмалей XVII века, уделяя внимание тщательной обработке деталей и тонкости узора (фото 8. Тарель. Россия. Вторая половина XIX века).
А также небольшой изящный ларец, восхищающий богатством цветов и оттенков эмали (фото 9. Ларец. Россия. Конец XIX века).
Каждый предмет, изготовленный в технике эмали, отражает местные художественные традиции и уникальный почерк отдельного мастера, богатейшую фантазию и виртуозность техники. Рисунок и цвет произведений русских эмальеров неповторимы. Особенность заключается еще и в том, что спустя столетия эмалевые краски не тускнеют, сохраняя прозрачность, яркость, блеск и поистине сказочную красоту.