Виртуальная экскурсия «Образы русской классической литературы в творчестве Ильи Глазунова»

Особое место в творчестве И.С. Глазунова занимают иллюстрации к произведениям русской классической литературы. Художник обращался к наследию многих писателей и поэтов: Ф.М. Достоевского, А.И. Куприна, П.И. Мельникова-Печерского, И.А. Гончарова, Н.С. Лескова, а также к поэтическим произведениям М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, Н. А. Некрасова и других. Иллюстрации И.С. Глазунова далеко превзошли задачи книжного оформления и стали самостоятельными художественными произведениями. В них перед зрителем предстает целый ряд выразительных образов, воссоздающих атмосферу романов, смысловой контекст и эмоциональную насыщенность произведений. Это и городские или сельские пейзажи, и отдельные сцены, и, конечно, удивительно яркие образы литературных героев. Иллюстрации И.С. Глазунова демонстрируют прекрасное знание истории, быта, костюма, интерьера показанной писателем эпохи.

Большая часть иллюстраций И.С. Глазунова посвящена произведениям Ф.М. Достоевского, любимого писателя художника, философия и мировоззрение которого во многом повлияли на его творчество. Особенно близка Глазунову тема вечной борьбы «добра и зла, где поле битвы – сердце человека». Художника нередко называют «Достоевским в живописи» за разработку созвучных философии писателя нравственных идей. Илья Сергеевич проиллюстрировал полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского, и этот обширный графический цикл, состоящий из 150 листов, считается наиболее глубоким и точным воплощением образов писателя в изобразительном искусстве.

Портреты самого писателя художник создавал многократно и неизменно изображал его на фоне Санкт-Петербурга – города, где жили и страдали униженные и оскорбленные герои Ф.М. Достоевского. Живописный портрет писателя точно соответствует его словесному описанию, которое художник дал в книге «Россия Распятая». Он писал: «Большой лоб с могучими, как у новгородских соборов, сводами надбровных дуг, из-под которых смотрят глубоко сидящие глаза, исполненные доброты и скорби, глубокого раздумья и пристального волевого напряжения. Болезненный цвет лица, сжатый рот, скрытый усами и бородой. Его трудно представить смеющимся». (фото 1)

Илья Сергеевич считал Ф.М. Достоевского самым оптимистичным писателем, потому что он утверждал, что человеческая душа может через покаяние обрести спасение, даже дойдя до крайней черты вседозволенности.

Работу над художественным воплощением образов любимого писателя Илья Глазунов начал ещё в студенческие годы. В 1956 году были созданы первые иллюстрации к роману «Идиот» − три портрета главных героев: князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Рогожина, приобретенные московским музеем Ф.М. Достоевского для своего собрания с первой персональной выставки художника в ЦДРИ. В галерее Ильи Глазунова экспонируются более поздние авторские повторения. (фото 2, 3, 4)

Во время работы над этим портретами художник писал, что ему хотелось «в отличие от обычного понимаемого слова «иллюстрация» трансформировать мир идей Достоевского, создать людей «идееносцев», каждый из которых выражает какую – либо основную идею романа».

В образе князя Мышкина художник передает душевную чистоту, воплощение христианской нравственности. Иллюстрация точно соответствует литературному описанию персонажа: молодой человек лет двадцати шести, белокур, со впалыми щеками и востренькою бородкой, приятным, но бесцветным лицом и большими голубыми глазами. Илье Глазунову удалось передать в иллюстрации и описанное Ф.М. Достоевским странное выражение его лица, по которому с первого взгляда угадывалась падучая болезнь.

Эти работы выполнены в излюбленной художником технике, сочетающей градации насыщенного тона соуса и цветовые акценты пастели. Цвет в этих работах лишь подчеркивает наиболее характерную черту каждого персонажа. Небесно-голубые глаза князя Мышкина отражают по-детски открытую миру душу, красный воротник Рогожина – бешеную страсть, цвет губ и карих глаз Настасьи Филипповны усиливает магнетическую притягательность ее образа, который потрясает глубочайшим психологизмом. К этой героине у художника было особое отношение. И.С. Глазунов писал о ней: «Она загадочна, как загадочна вообще душа женщины. В ней переплетаются образ «красоты страшной силы» с мистическим реализмом странности изломанной любви, преданности, своеволия, истерического грозового накала страсти – словом, все, что было свойственно женщинам, которых любил Достоевский. Это был его тип женщины… <…> Считаю, что в мировой литературе нет более сложного и волнующего образа, чем Настасья Филипповна».

Детские образы появляются в иллюстрациях к повести «Неточка Незванова». В книге «Россия Распятая» Илья Сергеевич Глазунов писал, что долго не мог найти образ главной героини Неточки. Неожиданно он увидел девочку лет 7-8 с мамой на Арбате и попросил попозировать. Так иллюстрация появилась на свет. (фото 5)

Перед нами светлый образ маленькой Неточки, ничто грубое, суетное, кажется, не способно изменить его. Девочка видела горе, неприкрытое зло, но взгляд ее светлых глаз свидетельствует о том, что ей открыто истинное назначение человеческой жизни. Не только в иллюстрациях к этому произведению, но и в образе Нелли, героини «Униженных и оскорбленных», И.С. Глазунов затрагивает одну из важнейших философских идей писателя о том, что нет оправдания жестокости мира, в котором пролита хотя бы одна слезинка страдающего ребенка. (фото 6)

Иллюстрации к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» художник выполнил пастелью, нежные оттенки которой помогли ему передать романтическую атмосферу белых ночей. Мистическая голубоватая дымка скрадывает своим флером резкие очертания домов, в ней тают мосты петербургских каналов и фигуры главных героев. Мягкие переходы тона, отсутствие резких теней передают призрачную неосязаемость мира, предстающего на иллюстрациях, подчеркивая разрыв между идеалом главного героя и реальной действительностью.

Художник создает образы самого героя - Мечтателя, который «не смотрит, но созерцает как-то безотчетно», и прекрасной девушки Настеньки, которая лишь на мгновение осветила его жизнь. Любовь осталась недостижимой, и главный герой вновь вынужден вернуться в мир серых будней, где единственным спасением для него были фантазии. Воплощая образ героини повести, художник сосредоточил внимание на ее лице, выражающем внутреннюю тревогу. Прислонившись к перилам канала, задумчиво глядя на воду, Настенька ждет своего Мечтателя, а думает о другом, которого любит. (фото 7, 8)

В 1963 году Илья Глазунов создал иллюстрации к собранию сочинений Павла Ивановича Мельникова-Печерского, вышедшему в приложении журнала «Огонек». Художник показал строгий патриархальный уклад жизни заволжских старообрядцев с раскольничьими скитами, прекрасной природой и древними легендами. Илья Сергеевич отправляется на Волгу, где разворачиваются события романов «В лесах» и «На горах». Он изучает местный быт, делает зарисовки и пишет этюды для будущих иллюстраций.

Выразительна суровая красота женских образов Фленушки, Дуни, матери Манефы, монахинь. В их лицах отразилась спокойная ясность и аскетизм уклада жизни заволжских раскольников (фото 9, 10, 11)

В 1973 году Илья Глазунов создал цикл иллюстраций к рассказам и повестям Н.С. Лескова для собрания сочинений в шести томах, вышедшего в «Библиотеке «Огонек». Он был одним из любимых писателей художника, создавших целый мир народной Руси, колоритных и могучих национальных образов.

Одна из самых драматичных повестей Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», в которой умопомрачительная страсть толкает на преступление, за которым следует неизбежное возмездие за попрание нравственных законов. Художник акцентирует внимание не на сюжетном действии, а на внутреннем мире героев, особенно привлекают его натуры-стихии, сильные и горящие. Именно такой показана в иллюстрациях главная героиня повести, купеческая жена Катерина Измайлова − женщина решительная и страстная, идущая до предела в своих чувствах, которую ничто не пугает, даже каторга. (фото 12)

Ее невинной жертвой становится мальчик Федя, образ которого появляется перед нами в одной из иллюстраций И.С. Глазунова. Его чистый и печальный лик художник уподобляет лику Богоматери с иконы Умиление на дальнем плане графического листа. (фото 13)

Напротив, светлым и радостным настроением отличается иллюстрация «В пути» к рассказу «Запечатленный ангел», повествующему о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. Обращаясь к произведению, созвучному древнерусским сказаниям о чудотворных иконах, художник опускает все бытовые подробности приключений героев, оставляя зрителю главное − ощущение силы и непобедимости людей, объединенных верой и устремленных к светлому идеалу. (фото 14)

В образе мастерового, главного героя повести «Левша», «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе», художник воплощает идею о драгоценности творческого дара и предчувствии его трагической судьбы. (фото 15)

Воспевая народный творческий гений, Н.С. Лесков никогда не идеализировал мир простых людей, отмечая их заблуждения. Главного героя рассказа «Пугало» крестьянская молва окрестила колдуном и разбойником, и только случай рассеял все предубеждения о леснике Селиване и раскрыл честность натуры этого доброго человека. В иллюстрации Ильи Глазунова Селиван − лесной дух, диковатый и нелюдимый, но в его взгляде отражается светлая душа. (фото 16)

Колоритное и могучее воплощение национальный характер получил в образе Ивана Северьяныча Флягина, героя произведения «Очарованный странник», жизненный путь которого можно назвать символом физической и нравственной стойкости русского народа с выпадающими на его долю испытаниями судьбы. Необычайно сильный, смелый, искренний и прямодушный до наивности, отзывчивый на чужое горе, скитается он по Руси. Итог земных страстей и испытаний Илья Глазунов воплощает в облике очарованного странника. (фото 17)

В 1975 году И. С. Глазунов работает над иллюстрациями к роману И.А. Гончарова «Обрыв», в которых писатель столь проникновенно отразил идиллический мир русской дворянской усадьбы. Действие романа происходит в основном в провинции, и именно такой маленький провинциальный город изобразил художник в одноименной иллюстрации. Классическая архитектура старинных особняков, утопающих в зелени садов, храм с колокольней, неспешное движение обитателей – все это создает ощущение уюта и умиротворенности тихой провинциальной жизни. (фото 18)

Главного героя романа Бориса Райского художник показывает в момент созерцательной задумчивости. Перед нами столь характерный типаж человека талантливого, наделенного даром божьим, но не умеющего упорно трудиться и не имеющего жизненной цели. Этот внутренний диссонанс рождает в герое ощущение бесцельно пропадающих сил, гибнущего дарования. На дальнем плане на мольберте неоконченный женский портрет, который подчеркивает неумение Райского довести начатое дело до конца. (фото 19)

И.С. Глазунов создает поэтические образы героинь «Обрыва» - Веры и Марфеньки, олицетворяющих разные, во многом противоположные ипостаси женской натуры. Марфенька – простая, открытая душа, несложный характер, воплощение семейной идиллии. Художник изображает ее рядом с крестьянскими детьми. Ее лицо так же наивно, открыто и приветливо, как лица детей ее окружающих. Ей так же просто и легко живется, и никакие душевные терзания не тревожат ее чистой души. (фото 20)

Вера – совсем другая, глубокая и сильная натура. В ней загадка, страсть, воля и страдание. Художник воплощает в Вере образ русской красавицы, который в классической литературе соединил в себе земное и небесное начало. Потому и красота эта, ускользающая, хрупкая, не может быть присвоена. Она обречена на страдания в земной жизни. (фото 21)

Илья Глазунов обладал даром поэтического восприятия мира, что особенно ярко проявилось в его иллюстрациях к произведениям А. А. Блока. Художник вспоминал о том, как впервые увлекся его поэзией: «Уже после войны, одиноко живя в каморке на Петроградской стороне, с юности отторгая от себя советскую действительность, я невольно подпал под влияние таинственно-ядовитых чар Серебряного века петербургской культуры кануна революции. Сколько мятежной тревоги и ожидания встречи с прекрасной дамой-незнакомкой заронил в меня Блок и поэты тех лет…»

Художник неоднократно обращался к стихотворению «Незнакомка» и создал целую серию прекрасных женских образов. Олицетворение вечной женственности, недосягаемой мечты, идеальной красоты, которой нет места в грубой реальности – такой перед нами предстает юная незнакомка с грустными глазами.

Иллюстрация «В ресторане» одна из немногих точно следует поэтическому описанию А.А. Блока: «И веют древними поверьями ее упругие шелка, и шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука…» (фото 22)

Для этой работы художник выбирает соус – материал, который помогает достичь глубокого насыщенного тона. Он придаёт силу, особую пластичность и упругость линии, материализующей поэтический завораживающий образ.

В 1960 – 1970 - х годах И.С. Глазунов создает иллюстрации к произведениям Н.А. Некрасова, творчество которого наполнено размышлениями о русском народе, о его настоящем и будущем, о добре и правде.

Особое место в поэзии Н.А. Некрасова занимает тема непростой судьбы русской женщины. Вслед за поэтом в своих иллюстрациях Илья Глазунов воспевает ее красоту («В поле. Дарья»), сочувствует ее искренней любви («В поле»), одинокому горю («Зима. Похороны»). (фото 23, 24, 25)

Образ, созданный художником в иллюстрации к поэме «Орина – мать солдатская», поражает своей глубиной и душевной силой. И.С. Глазунов изобразил простую крестьянскую женщину, потерявшую сына. Перед нами концентрация тихой внутренней боли, собранной, замкнутой в женском лице. (фото 26)

И.С. Глазунов утверждал: «Работа художника над книгой требует сопереживания с писателем – организм книги должен быть живым, эмоциональным и глубоко духовным. Художник книги – это как пианист или дирижер, который должен, осмысляя произведение, раствориться в нем, чтобы органично выявить присущую ему индивидуальность, не превращая себя в такого оформителя, амбиции и своеволие которого довлеют над духовным миром писателя или поэта».

Square thumb 1     .                      . 1992
Square thumb 2     .              . 2006
Square thumb 3     .         . 2006
Square thumb 4     .                      .2006
Square thumb 5     .         . 2008
Square thumb      6.       . 1982
Square thumb      7.           . 2012
Square thumb      8.           . 1970
Square thumb      9.                         . 1963
Square thumb      10.                  . 1963
Square thumb      11.             . 1963
Square thumb      12.          .  1973
Square thumb      13.         . 1973
Square thumb      14.        . 1973
Square thumb      15.                     . 1973
Square thumb      16.                  . 1973
Square thumb      17.                          . 1973
Square thumb      18.                       2008
Square thumb      19.         . 1975
Square thumb      20.           . 2007
Square thumb      21.     . 1975
Square thumb      22.             . 1979
Square thumb      23.       .       . 1970
Square thumb      24.        . 1979
Square thumb      25.     .         . 1977
Square thumb      26.       . 1970