Виртуальная экскурсия по залу ранних работ
В зале экспонируются ранние произведения Ильи Сергеевича Глазунова, созданные им в школьные годы и годы учебы в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Значительная часть работ представляет лирический облик родного города художника – Санкт-Петербурга, где он родился 10 июня 1930 года в семье историка и социолога Сергея Федоровича Глазунова.
Когда Илье Глазунову было 11 лет, началась Великая Отечественная война. Во время Ленинградской блокады на глазах будущего художника умерли от голода почти все его близкие, отец и мать. Самого истощенного мальчика успели спасти, эвакуировав по «Дороге жизни» льда Ладожского озера в новгородскую деревню Гребло. После снятия блокады, в 1944 году он возвращается в родной город и поступает в среднюю художественную школу.
Михаил Федорович Глазунов - дядя художника, организовал эвакуацию его из блокадного Ленинграда. Михаил Федорович - выдающийся академик медицины, также являлся компетентным знатоком искусства и увлеченным собирателем произведений живописи. После своей смерти завещал произведения К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева, Н.К. Рериха, К.А. Сомова, и других художников Саратовскому музею им. А.Н. Радищева.
Годы, проведенные И.С. Глазуновым в стенах Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина стали для художника временем упорного постижения основ мастерства. Он много писал с натуры, кропотливо исполнял учебные задания, изучал произведения старых мастеров в Эрмитаже и Русском музее. Наставляя впоследствии студентов в Институте им. В.И. Сурикова и в основанной им Российской академии живописи, ваяния и зодчества, он любил повторять: «Школа – это крылья художника», считая, что без фундаментального художественного образования настоящий мастер состояться не может. Рисунок «Голова Геракла» безусловно, можно считать примером образцового выполнения заданий и для нынешних студентов художественных вузов.
«Портрет старика с топором» Илья Глазунов выполнил с натуры в возрасте 19 лет. Портрет старика (дед Матюшка, житель деревни Бетково художник подарил своему дяде Михаилу Глазунову, который очень высоко его оценил и повесил работу племянника дома среди произведений своего собрания.
Каждый год в начале лета всех студентов института имени И.Е. Репина распределяли на практику в колхозы, на фабрики и заводы, где они должны были отражать в своих работах жизнь советских тружеников. Во время обучения на первом курсе Илья Глазунов был направлен в один из колхозов Ленинградской области, где стал свидетелем тронувшей его сцены рождения теленка, которую он впоследствии описал в своих мемуарах: «На соломе, рядом с черной, как смоль коровой, лежал крохотный белый теленок. Рядом возилась женщина в красном платке и переднике, наливая в корыто ключевую воду из ведра. Из-за перегородки с большим интересом на эту сцену смотрела девочка – а рядом невозмутимо закуривал «козью ножку» пожилой крестьянин в старом ватнике. Почему-то я вспомнил эрмитажные картины, где вот так же, в великой бедности, среди коров и овец, сидела Богородица, держа на руках младенца – Спасителя мира, а на золоте соломы перед ней толпились пришедшие поклониться Христу пастухи, которые были свидетелями этого Чуда… Я долго трудился, работая с натуры, над бесхитростным и простым сюжетом рождения теленка, столь обычным для крестьянской жизни и столь необычным для меня, жителя большого города».
Отчетная работа первого курса «Рождение теленка» спустя несколько лет по настоянию руководства института послужила эскизом для дипломной работы И.С. Глазунова.
Выставка, состоявшаяся в 1957 году в Центральном доме работников искусств, принесла художнику большой успех. Внимание публики и прессы к ней было настолько огромным, что понадобилась конная милиция для наведения порядка в очереди желающих увидеть «сенсационные» картины. Уже тогда зрители оценили яркую творческую индивидуальность и зрелую философию молодого художника. Однако выставка принесла ему не только известность, но и первые гонения за слишком смелый по тем временам выход за рамки искусства социалистического реализма. После выставки в ЦДРИ Илья Глазунов был исключен из института им. И.Е. Репина, и лишь по настоянию министра культуры руководство учебного заведения было вынуждено его восстановить. Путь в Союз Художников, членство в котором в советское время гарантировало мастерскую и заказы, стал для него закрыт на долгие годы.
Одной из наиболее свежих и неожиданных работ, представленных на той выставке, стала картина «Утро»: на кровати пребывает в утренней неге юная девушка, обнаженный до пояса юноша вглядывается в светлую панораму Исаакиевского собора… Для советского искусства это была довольно смелая и необычная трактовка жанра ню. Светлая и нежная по колориту, написанная с импрессионистической легкостью, исполненная мажорным звучанием, картина дышит счастьем безоблачной молодости, полнотой и жаждой жизни.
В 1956 году Илья Глазунов женился на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа, – конечно, тема любви занимала тогда в его творчестве одно из центральных мест. Угольный рисунок «Любовь» передает светлые эмоциональные переживания художника. Об этом рисунке Илья Сергеевич писал в книге «Россия Распятая»: «…Нежное девичье лицо в моей работе «Любовь» - это Нина. Она была так не похожа на всех, кого я знал до нее! Меня навсегда поразило сочетание в ней трепетной женственности девушек Ренуара и внутренней волевой силы, присущей героиням Тургенева и Достоевского. С первой встречи и до ее трагической гибели я не расставался с Ниной, озарившей мою жизнь спокойной ясностью своих рассветных глаз».