Виртуальная экскурсия "Портреты писателей и поэтов в творчестве И.С. Глазунова"
Илья Сергеевич является одним из самых ярких русских портретистов второй половины XX – начала XXI веков. Его исключительное умение передать психологию человека при сохранении разительного сходства принесло художнику мировую славу. И.С. Глазунова приглашали для создания портретов глав государств, крупнейших политиков, деятелей науки и искусства. В своих произведениях художник не только отражал современные тенденции изобразительного искусства, но и опирался на классические приемы парадного портрета.
И.С. Глазунов не идеализировал своих моделей, для него была важна правда, которая позволяет максимально отобразить духовный мир и человеческую индивидуальность портретируемого.
Художник создал ряд портретов русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, – ориентируясь на описания их современников и на их прижизненные портреты.
Илья Сергеевич Глазунов в своем творчестве неоднократно обращался к личности великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. “Я шел и иду к осознанию образа великого поэта всю жизнь, и чем более приближаюсь к нему, тем больше он кажется мне непостижимым”, – писал художник. Он посвятил Пушкину ряд живописных и графических произведений, а также одну из глав своей автобиографической книги “Россия Распятая”.
В 1968 году художник создал графический портрет поэта. И.С. Глазунов изображает Пушкина на фоне Зимней канавки и Петропавловского собора. Используя в работе пастель, художник наполняет пейзаж светом: небо с легкими облаками, прозрачная водная гладь, переливающиеся на солнце купола собора. В чистых и ясных глазах А.С. Пушкина отражается небо и водная гладь. Весь его облик наполнен спокойствием и гармонией.
Совершенно иным предстает поэт в картине “А.С. Пушкин. Накануне” 1994 года. Художник изображает его накануне роковой дуэли. Поэт стоит на пустынной заснеженной Дворцовой площади. В тревожной синеве зимних сумерек горят огни Зимнего дворца. Одиночество поэта, внутренний надлом художнику прекрасно удалось передать через особенности трактовки его портрета и петербургского пейзажа.
Сдержанная цветовая гамма, зыбкость линий и очертаний способствуют проникновению зрителей в образ поэта. На его лице отображены противоречивые чувства: тревога, печаль, новые надежды и замыслы. Но этим замыслам не суждено было сбыться: тяжело раненный на дуэли поэт погиб.
В 1964 году И.С. Глазунов Илья Сергеевич Глазунов обратился к поэтическому наследию М.Ю. Лермонтова. Художник проиллюстрировал поэму “Мцыри” и создал портрет русского поэта эпохи романтизма. Поэт изображен в чёрном мундире лейб-гвардии Гусарского полка с золотыми эполетами на фоне кавказских гор, вошедших в его литературное наследие как символ бесконечной свободы и вольности. Создавая романтизированный образ поэта, художник передал его одухотворённо-творческую жизнь, глубокий внутренний мир, сложность характера, подвластного сильным эмоциям и чувствам. Поэма «Мцыри» с иллюстрациями Ильи Глазунова была опубликована в 1965 году к юбилею М.Ю. Лермонтова.
В 1973 году художник создал графический цикл к рассказам и повестям Н.С. Лескова для собрания сочинений в шести томах, вышедшего в серии “Библиотека “Огонёк”. В том же году появился и образ самого писателя.
Самобытный русский писатель Николай Семёнович Лесков своими повестями и рассказами утверждал подлинную народность в русской литературе. Вера как главная опора русского человека, терпимость, желание послужить общественной пользе, доходящее до самопожертвования, мечта о справедливости и красоте – вот незыблемые нравственные ценности его героев. На портрете писатель изображен на фоне бескрайних русских просторов, над которыми раскинулось бесконечное предгрозовое небо.
Мало кто из художников писал портреты Ф.М. Достоевского с такой любовью и проникновенностью. Илья Глазунов создавал их многократно. Первый из них относится к 1956 году, последний закончен в 2010 году. В них художник стремился воплотить характер и образ писателя. Произведение “Достоевский в Петербурге” было представлено художником на его первой персональной выставке в Москве в Центральном доме работников искусств в 1957 году. В том же году Московский музей Ф.М. Достоевского приобрел эту картину. Вертикальный холст изображает любимого писателя Ильи Глазунова, стоящего, облокотившись на чугунный парапет на набережной канала, и смотрящего в ветреные сумерки на плывущие по воде весенние льдины. За ним рваное сумеречное небо и громады мрачных наемных домов Петербурга.
Графический образ 1961 года является не просто портретом, а впечатлением от личности самого писателя: “Достоевский… Большой лоб с могучими, как у новгородских соборов, сводами надбровных дуг, из-под которых смотрят глубоко сидящие глаза, исполненные доброты и скорби, глубокого раздумья и пристального волевого напряжения. Болезненный цвет лица, сжатый рот, скрытый усами и бородой. Его трудно представить смеющимся”.
В 1992 году Илья Глазунов снова возвращается к воплощению образа писателя и создает портрет Ф.М. Достоевского. Из всех произведений писателя художник особенно выделял романы “Братья Карамазовы” и “Бесы” и журнал “Дневник писателя”.
Поэтическое восприятие мира и стремление во всем найти одухотворенную красоту, свойственное Илье Глазунову, особенно ярко выразилось в его иллюстрациях к произведениям Александра Блока и в образе самого писателя, созданного в 1956 году. Портрет поэта-символиста, выразителя идей Серебряного века, художник представил публике на персональной выставке в Риме в галерее “La Nuova Pesa”.
Поэзия Александра Блока – гимн любви и глубокие философские размышления о человеческой природе и судьбе России, которые были близки И.С. Глазунову. Художник вспоминал о том, как впервые увлекся поэзией Александра Блока: “Уже после войны, одиноко живя в каморке на Петроградской стороне, с юности отторгая от себя советскую действительность, я невольно подпал под влияние таинственно-ядовитых чар Серебряного века петербургской культуры кануна революции. Сколько мятежной тревоги и ожидания встречи с прекрасной дамой-незнакомкой заронил в меня Блок и поэты тех лет…”.
В графическом портрете 1956 года Илья Глазунов создает сложный психологический образ поэта. Композиция, выбранная художником, подчеркивает одиночество романтической души – поэт, изображенный крупным планом, отделен от остальных людей, он как будто уже не является частью реального мира с его грубостью и пустым шумом. С помощью тончайшей игры светотени и экспрессивных штрихов Глазунов создает удивительный по своей выразительности художественный образ Александра Блока.
В Картинной галерее Ильи Глазунова хранится портрет писателя И.А. Бунина (1870-1953). Среди произведений писателя Илья Глазунов выделял произведение, написанное в иммиграции “Окаянные дни”.
Картина написана спустя 30 лет со дня смерти писателя. Он была подарена Якову Исааковичу Бердичевскому – известному украинскому филологу, литератору, библиофилу, музейному работнику и организатору историко-культурных выставок (не только на Украине, но и в других городах СССР) во время приезда Ильи Сергеевича на открытие выставки в Киеве, которая проходила в 1989 году.
В этом произведении художник воплотил образ одного из великих русских писателей на фоне пейзажа русской равнины, столь часто описанного в его стихотворениях: “…ненастный день, дорога прихотливо уходит вдаль…”
Илья Глазунов создал целую галерею портретов своих современников, поэтов и писателей, близких ему по духу и мировоззрению.
Графический портрет культуролога, историка и писателя Н.П. Анциферова (1889-1958) относится к раннему периоду творчества И.С. Глазунова. Долгие годы Николай Павлович занимался творчеством Ф.М. Достоевского и историей Петербурга. Он написал такие проникновенные книги “Душа Петербурга”, “Петербург Достоевского”, “Быль и миф Петербурга”. Илья Глазунов познакомился с писателем в Москве в музее Достоевского, когда принес туда после ошеломительной выставки 1957 года свои первые работы, посвященные Достоевскому. “Феноменально. Считаю это лучшим из того, что сделано в области иллюстраций к произведениям нашего любимого классика”, – произнес писатель. С той встречи началась дружба художника и писателя. “На всю жизнь мне будут памятны часы работы над портретом, – писал Илья Глазунов в своей книге “Россия распятая”, – Бедная обстановка московской квартиры, книги на столе, гора листов бумаги, исписанных твердым почерком. <…> Я счастлив, что судьба свела меня с этим великим представителем русской патриотической петербургской интеллигенции”. В художественном решении портрета Илья Глазунов демонстрирует виртуозное владение линией, штрихом, рисунком. Используя растушевку, он создает выразительный контраст темной и светлой плоскостей, что придает образу особую поэтичность.
Важную роль в жизни Ильи Глазунова сыграл Сергей Владимирович Михалков (1913-2009), всемирно известный детский писатель, автор гимна СССР. Он оказывал поддержку и покровительство художнику в самые тяжелые годы жизни. “Семья Михалковых стала для меня светом в окне… Должен с благодарностью заявить, что в своем становлении обязан прежде всего Сергею Владимировичу Михалкову, воистину доброму старшему Другу, благодаря которому я всплыл со дна гибельной для меня пучины, уничтожавшей меня как русского художника и гражданина”, - как позже писал И.С. Глазунов в автобиографической книге “Россия распятая”.
Илья Сергеевич создал несколько портретов С.В. Михалкова. В графическом портрете 1958 года художник психологически тонко отобразил характерные черты писателя: собранный, сдержанный, волевой образ, спокойное лицо, внимательный, проницательный взгляд, устремленный на зрителя из-под чуть приподнятых бровей.
В 1974 году художник пишет живописный портрет писателя. С.В. Михалков предстает перед зрителем в тиши своего кабинета, сидящим за столом из красного дерева в окружении произведений искусства. Его аристократичные руки с длинными пальцами покоятся на исписанном листе бумаги. Он будто на мгновение оторвался от творческого труда. Выразительный взгляд умных проницательных глаз сквозь очки направлен прямо на зрителя, словно приглашая его принять участие в воображаемом диалоге. Колористическое решение портрета отличается сдержанным благородством бордовых и серо-синих тонов. Контрастную остроту придает сочетание белого листа бумаги с темным глубоким фоном.
В 1988 году уже признанный на родине и за рубежом художник пишет живописный портрет писателя. Здесь перед зрителем предстает известный детский поэт и писатель. Как говорил о нем Илья Глазунов: “Сергей Владимирович Михалков – это целая эпоха”. Перед нами классический репрезентативный портрет. Художник изобразил писателя сидящим в кресле, в свободной позе. Глазунов использует прием открытого взгляда: Михалков смотрит прямо на зрителя сосредоточенно и проницательно. Торжественный темно-бардовый фон подчеркивает значимость личности поэта.
Одним из запоминающихся образов в портретной галерее деятелей отечественной культуры, без сомнения, можно считать портрет русского писателя, публициста, общественного деятеля В.Г. Распутина (1937–2015), написанный в 1987 году.
Илью Глазунова и Валентина Распутина связывали общие идеи, искренняя любовь к Родине и борьба за сохранение идентичности культуры и истории России. В.Г.Распутин говорил: «Тот, кто против Глазунова, тот против России. И наоборот».
Писатель поднимал серьезные нравственные и исторические проблемы, вызванные индустриализацией страны, разрушением старой русской деревни, переселением сельских жителей в города, изменением векового уклада жизни и нравственных ценностей. Валентин Распутин написал немало статей, в которых призывал сохранять русскую культуру, сохранить озеро Байкал, активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек, который был отменен в июле 1987 года.
К самым известным произведениям В.Г. Распутина относятся “Край возле самого неба” (1966), “Человек с этого света” (1967), Последний срок” (1970), “Уроки французского” (1973), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой” (1976), “Вниз по Лене-реке” (1995).
В 1960 году Илья Глазунов познакомился с писателем В.А. Солоухиным (1924-1997). Художник вспоминал, что посетив его мастерскую, Солоухин пришел “в такой же шубе и шапке, как Шаляпин на портрете Кустодиева”. Таким он и предстает на портрете 1983 года. Его коренастая мощная фигура кажется крепкой и основательной на фоне трогательно хрупких, юных березок. Прозрачный и ясный колорит картины будто пропитан чистым морозным воздухом.
Илья Глазунов вдохновил Солоухина спасать от уничтожения произведения русской иконописи. Эта сторона их общей деятельности нашла отражение в произведении В.А. Солоухина под названием “Чёрные доски”. В эти же годы были опубликованы “Письма из Русского музея”.
Писателю принадлежат следующие слова: “Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров”.
Знакомство Ильи Сергеевича Глазунова с писателем, переводчиком, драматургом, журналистом и общественным деятелем Анатолием Владимировичем Софроновым (1911-1990) состоялось в 1962 году. В это время он был главным редактором журнала “Огонёк”, который совместно с издательством “Правда” готовил масштабный проект по выпуску собраний сочинений классиков отечественной литературы. На тот момент Илья Сергеевич уже работал над иллюстрациями к произведениям Ф.М. Достоевского. А.В. Софронов пригласил молодого художника для работы над иллюстрациями к собраниям сочинений Ф.М. Достоевского, П.И. Мельникова-Печерского, А.А. Блока, А.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.И. Куприна и других писателей.
Портрет написан под впечатлением от первого знакомства: “Он поразил меня своей могучей тучностью, широкой дружелюбной улыбкой <…> А глаза, отливающие голубизной, казалось, постоянно меняли свое выражение”. Вместе с Сафроновым художник совершил поездку на родину писателя в Ростов-на-Дону. И.С. Глазунов изобразил писателя на фоне его родного города – колыбели казачьей вольницы, славного казачьего духа, чья крепкая мощь зримо ощущается в фигуре Сафронова. Память о встречах художника с писателем сохранилась не только в портрете, но и в совместной книге “Возвращение”.
Портрет поэта Андрея Дементьева (1928-2018) Илья Глазунов написал в 1988 году. Портретное сходство сочетается в нем с проникновенной одухотворенностью образа творческого человека.
Андрей Дементьев был главным редактором журнала “Юность”, который стал одним из самых свободных печатных изданий для молодежной аудитории. Произведения и иллюстрации Ильи Глазунова публиковались на цветных вклейках этого журнала. Именно в сотрудничестве в работе с молодежью проявилась близость художника и поэта. И.С. Глазунов использует тонкие оттенки голубого и синего, символизирующие лирическую направленность творчества поэта. Андрей Дементьев посвятил Илье Глазунову свое стихотворение “Крест одиночества”.
В создании портретов Илья Глазунов применял разные стилистические приемы. Художник обостренно чувствовал состояние и внутренний мир портретируемого, результатом чего являлось разнообразие приемов: от легких, быстро исполненных набросков до детально проработанных портретов.
И.С. Глазунов, продолжая великие классические традиции портретного искусства XIX-ХХ веков, обогатил и развил язык этого жанра.