Виртуальная экскурсия. Собрание древнерусской живописи XVI – XX веков из собрания И.С. Глазунова (Музей сословий России)
Автором художественного убранства интерьеров и концепции экспозиции является великий русский художник и общественный деятель Илья Сергеевич Глазунов. Основная цель данного раздела музея – знакомство посетителя с культурой русского православия вообще. Оно сформировало неповторимый духовный облик Отчества и обогатило мировую художественную культуру. Оформление зала не случайно решено в традициях неорусского стиля начала XX века. Именно в этот период открылась миру художественная красота и глубокое внутреннее содержание русской иконы. Любители отечественной старины, лучшие представители русской интеллигенции собирают памятники иконописи, церковной утвари, устраивают выставки и пишут монографии. Но это движение было прервано начавшейся Первой мировой войной и переворотом 1917 г. После 1917 года собиратели и реставраторы репрессированы, а памятники в значительной степени реквизированы и утрачены. Илья Сергеевич Глазунов был одним из первых в условиях советской России творческих деятелей, начавшим спасать и собирать русскую икону, скульптуру, меднолитую пластику. Для него икона была своеобразным окном не только в мир горний, но и в мир беззаветно любимой им старой России. Большое число икон разных периодов и школ, представленных в зале не случайно, ибо подобный порядок размещения был некогда в мастерской художника. Оно показывает и разнообразие и неповторимость самого явления иконы в России.
Известна русская пословица - “Что ни город, то норов”, ее вполне можно применить и к русским иконописным центрам; икона, например, написанная в Ярославе во многом отличается от образа, созданного в пределах Архангельской губернии. Очень много в собрании памятников XVIII-XIX вв., в советское время обойденных вниманием исследователей. Художник же считал, что русские иконописцы были талантливы всегда - и в XV, и в XIX столетии, и что в поздний период, писались образа высокого художественного качества и глубокой внутренней силы.
Давайте обратимся к некоторым из этих памятников и отдадим дань уважения нашим талантливым предкам и художнику, сохранившему для нас эту красоту.
Иконы Богоматерь и апостол Иоанн Богослов, к. XIX в.
Эти два образа входили в композицию “Распятие с предстоящими”, которая была размещена у кануна в православном храме, либо венчала иконостас церкви. Изящные пропорции фигур Богоматери и апостола Иоанна, предстоящих кресту с распятым Христом (не сохранился), благообразные типы их ликов, написанных в традиционной иконописной манере, насыщенная палитра, обильное применение золота – характерные черты иконописи слободы Мстера Владимирской губернии последней четверти XIX века. Мастера жившие и работавшие во Мстере выполняли большинство иконописных работ в российской империи в XVIII- нач.XXвв.
На ликах можно увидеть следы от пуль – память о страшных годах советского богоборчества ХХ столетии.
Икона Апостол Иоанн Богослов в молчании, XVIII в.
Апостол Иоанн – любимый ученик Иисуса Христа, написавший по велению свыше Евангелие, ряд соборных посланий и книгу о судьбах мира перед Вторым пришествием Христа – Откровение или Апокалипсис. Иконы изображающие апостола и евангелиста Иоанна Богослова, пребывающего в молитвенном молчании, с раскрытым кодексом Евангелия и ангелом - Премудростью за плечом особо почитались старообрядцами, любившими истовые моления и жаждавшими спасения бессмертной души от “искушений мира сего”. Каждая деталь на этой иконе (да и на всех остальных) полна глубокого смысла. Так, рука, поднесенная к устам, напоминает, что истинное общение с Богом возможно только при достижении бесстрастия, внутреннего покоя и тишины, а фигура ангела, написанная над склонившимся в молчании святым, свидетельствует о том, что Бог, а не человек (пророк или апостол) является истинным автором книг входящих в Священное Писание. Икона XVIII столетия, она написана мастером, предпочитавшим традиционную иконописную манеру и хранившим ей верность, несмотря на социальные и духовные изменения в русской жизни.
Икона Спас Нерукотворный, нач. XIX в.
Образ Спаса Нерукотворного – один из центральных в православном искусстве. По учению Церкви, изображение лика Христа на полотне является свидетельством истинного “воплощения” или прихода Христа в мир для спасения рода людского. Возникновение Нерукотворного образа связывают с преданием о том, что Христос приложил плат к Своему лику и на нем чудесно, т.е. “нерукотворно “ запечатлелось Его изображение. Оно было послано правителю восточного города Эдессы Авгарю, болевшему проказой и исцелившегося после получения святыни. Икона, написана в первой трети XIX столетия, вероятно, иконописцем–старообрядцем, жившим на юго-западе России. На иконе мы видим лик Христа на плате, который украшен золотым крупным цветочным узором, плат несут на своих руках ангелы, ниже, в трех клеймах сцены - история образа.
Благообразный лик Спасителя написан тонко и высокопрофессионально; на синем, приятном глазу фоне эффектно смотрятся золото нимбов, букеты цветов, яркие одежды и крылья ангелов. Высокое художественное качество, аккуратность живописи, яркость колорита заставляют воспринимать эту икону как святыню драгоценную, или как некое “божественное видение и божественное чудо”. Кстати, последние слова часто писались на иконах, изображавших Нерукотворный образ. Следует обратить внимание на одну иконографическую особенность - две пряди волос Христа указывают на Его двойную, Богочеловеческую природу, а три на то, что Он “Един от Святыя Троицы”. Спокойная, лишенная эмоциональности и напряженности композиция иконы, цветовые сочетания и декор характерны для отечественной иконописи первой трети XIХ века.
Пелена Святитель Николай Чудотворец (Можайский), вторая половина XVI в.
Подвесные пелены с изображением святых и церковных праздников - часть внутреннего убранства древнерусского храма, их подвешивали под чтимые иконы, они были своеобразным даром святыне в благодарность за оказанное благодеяние. Шитье данной пелены, изображающей святителя Николая выполнено очень тонко и профессионально, использован шелк, золотные и серебряные нити, фоном для шитья является дорогая ткань с растительным узором - камка, пелена также украшена жемчугом. Это произведение могло выйти из светлицы очень богатой и знатной особы (княгини или боярыни), вероятно благодарной святому за духовное утешение или за помощь им оказанную.
Скульптура Преподобный Нил Столбенский, XIХ в.
Преподобный Нил жил на озере Селигер на острове Столбное (Столобное) в первой половине XVI столетия. Он проводил свои дни в полном одиночестве, в строгом посте и долгих молитвенных бдениях. В течении десятилетий старец не отдыхал, лежа на спине- таков был его аскетический подвиг. Если ему требовалось отдохновение, то он опирался на костыли-крюки, находившиеся в его убогой келье. После кончины инока на месте его жительства был основан монастырь - известная ныне Нило-Столбенская пустынь на озере Селигер. В конце XVIII столетия на месте кельи Нила соорудили храм, в который поместили резное изваяние преподобного “в меру человеческого роста”. Этот образ прославился в дальнейшем как чудотворный, и многие из паломников посещавших монастырь желали получить подобие чудодейственной святыни. Подобные образы святого были очень популярны в России к.XVII-н.XX вв. Поэтому в обители и ближайшей округе было налажено изготовление скульптур и рельефов, изображавших Нила, опиравшегося на костыли-крюки. Как правило, делали небольшие изображения, предназначенные для келейной, домашней молитвы. Но существовали и более крупные по размеру – для церквей и часовен. Для украшения храмового интерьера была предназначена и та скульптура, что находится в залах нашего музея. Большое число сохранившихся изображений св. Нила обусловлено тем, что в народном благочестии утвердилось мнение о преподобном как целителе болезней связанных с болезнями ног - и глаз.
Богоматерь Одигитрия (Смоленская)
Главной отличительной особенностью этого замечательного памятника является необычный по технике и красоте оклад, выполненный из многослойной бумаги (папье-маше), фольги (род металла тонкого проката), стекла, стекляруса, дробленного перламутра. Одежды с узором из крупных цветов, пальметты по краю чеканных нимбов, форма картушей на полях, соотношение размеров фигур свойственные русской иконописи первой трети XIX века. Смоленская икона находилась в войсках во время войны 1812 года, после почитание ее возросло, создавались многочисленные списки, которые украшались и декорировались окладами, выполненными в разных техниках. Упрощенность личного письма и рисунка указывают на создании иконы в провинциальной мастерской.