Виртуальная экскурсия. Зал монументальных работ
Монументальные полотна – наиболее известные произведения Ильи Глазунова, в которых отразился его взгляд на историю русского народа и на события XX века, отношения к событиям, которые происходили на его глазах, философские взгляды художника и его мировоззрение.
Монументальную картину «Вечная Россия» Илья Сергеевич Глазунов завершил в 1988 году, приурочив ее создание к тысячелетию Крещения Руси. Масштаб замысла сложно переоценить – на огромном полотне в символических и портретных образах перед зрителем предстает весь исторический путь России с самых древних времен и до момента появления картины на свет.
В левой верхней части произведения – падение языческого идола Перуна, которое знаменует принятие христианства на Руси. Тему продолжает изображенная ниже в красных одеждах княгиня Ольга − первая, принявшая крещение из русских правителей. Левая нижняя часть картины обращает зрителя к временам начала татаро-монгольского нашествия на Русские земли. Сцена пиршества завоевателей отражает исторический факт: после битвы на реке Калке 1223 года победители пировали на телах еще живых русских князей.
Правая часть картины посвящена судьбе России в XX веке. Усыпана трупами земля, несется по ним тройка, везущая революционных вождей –Сталина и Троцкого, держащего в руке корону Романовых. За ними появляются образы жертв концлагерей и мировых войн, а в воде открытого бассейна отражается Храм Христа Спасителя, которого нет на берегу – так символически художник напомнил о разрушении его и многих других христианских святынь в советские годы.
В центре картины движется навстречу зрителю из глубины веков великий крестный ход, в котором участвуют те выдающиеся деятели, кто творил многовековой исторический путь страны. Использованный художником прием открытой композиции делает зрителя участником шествия и продолжением истории. Возглавляют крестный ход русские святые и великие русские писатели, среди которых центральное место отведено любимому автору художника − Ф.М. Достоевскому. За святыми следуют монархи, полководцы, военачальники, деятели культуры, – от их узнаваемых портретов на первом плане до едва заметной фигуры Ивана Грозного, восседающего верхом на белом коне неподалеку от собора Василия Блаженного.
Над крестным ходом возвышается фигура распятого Христа, как символ Веры, которую русский народ сумел сохранить, пронеся через века. Размышляя о пути Спасителя и пути России, художник нередко проводил между ними параллель в своем творчестве. Не случайно историко-биографическая книга И.С. Глазунова «Россия Распятая» своим названием утверждает, что за «Распятием» следует воскресение.
«Разгром храма в Пасхальную ночь» Илья Сергеевич Глазунов завершил в 1999 году, однако замысел произведения пришел к нему еще в студенческие годы во время поездок по городам России, которые открыли художнику размах послереволюционных погромов православных святынь. На полотне размером 4х8 метров перед зрителем оживает драма смертельного столкновения в Пасхальную ночь 1918 года. В храм во время Пасхальной службы врывается толпа революционеров. Во главе ее − комиссар в кожанке, являющий собирательный тип воинственного большевика, чей профиль может напомнить одновременно Дзержинского, Свердлова и Троцкого. Его гневный взгляд устремлен на образ Распятого Христа, чье скульптурное изображение кажется живым в мерцающем свете свечей.
Под лозунгами «Бога нет» и «Религия – опиум для народа» за комиссаром следует интернациональная разношерстная толпа, где мы можем увидеть и матроса, выпускающего из мешка поросенка с надетым на него священническим крестом, и блудницу в генеральской шинели, накинутой на голое тело и других персонажей, порожденных хаосом революции. Они не испытывают уважения ни к религии, ни к героическому прошлому России: Георгиевский крест − высшая воинская награда за боевые заслуги – издевательски надета ими на шею собаки.
Монах с воздетыми руками мужественно пытается остановить комиссара и спасти от кровавого террора пришедших в храм на службу. В группе верующих Илья Глазунов изобразил представителей всех сословий, собравшихся вместе в праздник Воскресения Христова. В их лицах и жестах точно переданы оттенки чувств, которыми могли быть охвачены молящиеся в эту роковую минуту: ужас, негодование и готовность к сопротивлению. При воссоздании характерных народных типов художник использовал обширный материал, начиная с дореволюционных журналов и фотографий и заканчивая его собственными многочисленными портретными этюдами, написанными им во время поездок по России.
Сюжеты храмовых фресок раскрывают глубинную суть происходящего. За группой большевиков на западной стене храма – традиционное изображение Страшного Суда, которое в данном контексте напоминает о том, что содеянное зло не останется безнаказанным. Сцены страстного цикла на стенах раскрывают в картине глубокий смысл восхождения России на свою Голгофу в страшные годы испытаний XX века.
Картина, которую никогда не увидят русские» − так писали о «Мистерии XX века» в западной прессе в 1977 году. Тогда Илья Сергеевич Глазунов представил первый вариант произведения на своей персональной выставке на Кузнецком мосту. Но выставке не суждено было открыться: советское руководство запретило работу к показу, а автору за его смелый взгляд на события XX века грозила высылка из страны. В галерее представлен второй вариант полотна, созданный в 1999 г.
В картине художник философски осмыслил политические и социальные проблемы всемирного исторического процесса XX века, придав ему облик трагического театрального действа. Перед зрителем, словно на сцене, предстают как отдельные герои, так и потрясения прошлого столетия в обрамлении багрового занавеса. Сюжет завязывается в левой части полотна, посвященной теме русской революции. На фоне разрушаемых храмов представлен государь Николай II с убитым наследником на руках, последнего императора сопровождают образы Григория Распутина и выдающегося реформатора Петра Столыпина.
Сменяется власть – возвышается фигура В.И. Ленина, вокруг которого сплотилась группа политических сподвижников, ниже изображены их единомышленники от искусства. За образом поэта Владимира Маяковского следуют символы авангарда: картина «Черный квадрат» Казимира Малевича и башня Татлина. Не случайно И.С. Глазунов отвел теме революционной культуры в «Мистерии» такое важное место, он писал: «Комиссары от искусства так же безжалостно уничтожали великую русскую культуру, как и их братья по коминтерну проводили красный террор. Это – тоже геноцид, только в области духа и национального самосознания».
Композицию произведения продолжают образы деятелей западной культуры и науки – художника П. Пикассо, физика А. Эйнштейна, писателя Э. Хэмингуэя, музыканта Л. Армстронга и философа Сартра. Американский актер Чарли Чаплин изображен восседающим на фигуре поверженного героя с алтаря Зевса в Пергаме − одного из семи чудес света, символизирующего в картине забвение традиций классической культуры в XX веке.
Центром композиции «Мистерии» является образ Второй Мировой войны. На Бранденбургских воротах покоится гроб Сталина, утопающий в реках крови, за ним – образы Гитлера, Черчилля, Рузвельта и Муссолини. Земной шар на первом плане художник уподобил футбольному мячу, который сильные этого мира направляют, куда пожелают. А над трагедией войны возвышается светлый образ – греческая статуя крылатой богини победы Ники Самофракийской, как символ победы над итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом.
Послевоенная эпоха представлена в образах глав государств – Мао Цзэдуна, Джона Кеннеди и Никиты Хрущева, балансирующего на ракете, а также в изображениях символов культуры эпохи – собирательного образа рок-музыканта, британской группы Биттлз и певца Мика Джаггера. Композицию «Мистерии» 1977 года завершало в правой части изображение автора прогремевшей тогда книги «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. Его портрет был одной из главных причин запрета картины – в ультимативной форме художнику предложили заменить портрет писателя на образ генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. В 1999 году в авторском повторении художник расширил правую часть полотна, дополнив «Мистерию» событиями и образами конца XX века. Слева и справа открывают и завершают композицию два автопортрета И.С. Глазунова 1977 и 1999 гг., наглядно отражая, насколько серьезной вехой в творческой биографии художника стало это произведение. Зеркальные палитры в руках мастера вовлекают зрителя в композицию картины, делая его участником Мистерии.
В картине «Рынок нашей демократии» Илья Сергеевич Глазунов подвел итоги 90-х годов в России − ситуации, которая сложилась в стране после развала СССР: бездуховность, наркомания, ложно понятая свобода от норм и рамок морали и нравственности… Художник выразил ужас и негодование от зрелища вседозволенности и пороков, царящих в современном обществе.
Плакат «Родина-мать зовет!» напоминает в произведении о недавнем подвиге советского народа в борьбе с фашизмом. Плакат прорван, а его героиня изображена в образе нищенки, просящей подаяние. Неподалеку продаются военные ордена – получает свою цену то, что еще совсем недавно для людей было бесценным. Страна превращена в тотальный рынок, где продается все, что только можно выставить на продажу. Власть денег воплощает образ богача, перед которым вынуждены кланяться выдающиеся умы, деятели науки. Вторит ему один из символов материальных ценностей – американский доллар, использованный в оформлении рамы. Обратите внимание: в левом верхнем углу картины изображены небоскребы, в которые врезаются, образуя оранжевое облако взрыва, самолеты. Художник, обладая пророческим даром, в точности изобразил события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. За два года до трагедии.
Картина производит шокирующее впечатление, и именно такого эффекта добивался живописец. Используя метод художественной гиперболы в вызывающих, почти карикатурных образах, он показывает, по какому гибельному пути может пойти нация, растерявшая нравственные устои и традиционные ценности. Пытаясь достучаться до современников, призывая прекратить растление тел и растление душ, Илья Глазунов с полотна напрямую обращается к зрителю с вопросом-призывом: «Где вы, России верные сыны?»