Выставка К 140-летию со Дня рождения А.А. Блока продлена до 20 июня 2021 года

Поэзия Александра Блока в произведениях Ильи Глазунова.
К 140-летию со Дня рождения А.А. Блока.

Новая выставка Картинной галереи Ильи Глазунова приурочена к 140-летию со Дня рождения классика русского символизма, принадлежащего к плеяде самых ярких фигур эпохи Серебряного века, — Александра Блока (1880–1921). Лирика поэта всегда занимала особое место в творчестве Ильи Сергеевича Глазунова. С юности и до последних лет жизни художник вновь и вновь обращался к его произведениям в своих графических и живописных работах. И.С. Глазунов вспоминал о том, как впервые увлекся сочинениями Блока: «Уже после войны, одиноко живя в каморке на Петроградской стороне, с юности отторгая от себя советскую действительность, я невольно подпал под влияние таинственно-ядовитых чар Серебряного века петербургской культуры кануна революции. Сколько мятежной тревоги и ожидания встречи с прекрасной дамой-незнакомкой заронил в меня Блок и поэты тех лет…» Атмосфера лирики Блока, овеянная высокой романтикой, несомненно, была близка поэтическому видению мира художника. Именно поэтому образы классика Серебряного века нашли такое точное и выразительное воплощение в работах И.С. Глазунова, ставших не менее утонченными и таинственно-прекрасными, чем литературный оригинал.

Едва уловимые, ускользающие образы Александра Блока, зачастую обозначенные только намеками, звуковыми или цветовыми ощущениями представляют собой необычайно сложную задачу для воплощения в изобразительном искусстве. Современные поэту художники по-разному переводили его лирику на язык графики. Однако, будь то экспрессивная игра линий и пятен в работах Л. Бакста или сюрреально-искаженная картина мира в иллюстрациях к поэме «Двенадцать» Ю. Анненкова, в большинстве случаев поиски художников были связаны с решением оформительских задач. И.С. Глазунов, работая над циклом образов Блока, оставался верен своему авторскому методу, при котором каждый графический лист благодаря большому формату, эмоциональной наполненности и сложности технического решения приобретает самостоятельное художественное значение, выходя за рамки понятия книжной иллюстрации. Большая часть работ цикла выполнена в излюбленной мастером технике чёрного соуса. Его широкий тональный диапазон в сочетании с нежными оттенками пастели, позволил максимально приблизить графику к метафорическому стилю и завораживающей музыкальности стихотворного языка Александра Блока.

Из лирики поэта в работы художника проникла таинственная атмосфера темного времени суток, где силуэты фигур и зданий тают в сумраке, туманной дымке. В произведениях «У окна» (к стихотворению «Ты была у окна…». 2008) и «Вечер» (к стихотворению «Уж вечер светлой полосою…». 1971) слабый, будто потусторонний свет, пронизывающий ночные сцены, служит передаче мистического мироощущения, близкого эстетике символизма. Не просто фоном, но важным героем иллюстраций И.С. Глазунова к произведениям Александра Блока является Санкт-Петербург, сотканный из громад зданий, чадящих фабричных труб и колодцев дворов. В иллюстрациях «Прорубь» (к стихотворению «Обреченный», 1971), «Ландыши» (к стихотворению «Окна во двор». 1971), «У камина» (к стихотворению «Одиночество». 1971), окружая одинокую человеческую фигуру или виднеясь через оконные стекла, облик города не только создает атмосферу, но и раскрывает зрителю эмоции лирического героя.

Женский образ хрестоматийного стихотворения Александра Блока «Незнакомка» с юности очаровывал художника своей таинственной красотой и недоступностью. Неоднократно И.С. Глазунов обращался к нему, раскрывая как в живописи, так и в графике все новые оттенки смыслов поэтического произведения. Известная работа художника под названием «В ресторане» (1979) точно следует тексту стихотворения: «И веют древними поверьями ее упругие шелка, и шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука…». Как и произведение Александра Блока, иллюстрация построена на контрасте. Незнакомка противопоставлена низменности завсегдатаев ресторана, в ее прекрасно-печальных глазах чувствуется затаенная драма. Героиня произведения − воплощение недосягаемой мечты, к которой тянется поэт, живущий в грубом и пошлом мире.

К тому же миру видений и грёз, что и Незнакомка, принадлежит женский образ стихотворения «Снежная вязь». Оно стало одним из тридцати поэтических произведений, вошедших в литературный цикл «Снежная маска» (1907), который был написан Блоком буквально на одном дыхании, в течение двух недель под впечатлением от встречи с актрисой Н.Н. Волоховой. Влюбленность поэта осталась безответной. Впоследствии он признавался, что при создании цикла «слепо отдался стихии», и эта стихия белым вихрем зимы ворвалась в его лирику:

«Снежная мгла взвилась.
Легли сугробы кругом.
Да. Я с тобой незнаком.
Ты — стихов моих пленная вязь.»

С первых же строк стихотворения А.А. Блок задает атмосферу произведения, где женский образ и взгляд «неизбежных глаз» воспринимаются читателем через призму бушующей метели. Этот мотив стал основой для работы И.С. Глазунова. Бледное и прекрасное лицо в его иллюстрации растворяется в природной стихии, становясь ее частью. Художник тонко прочувствовал и передал особенность героини цикла «Снежная маска», которая, с одной стороны, продолжает линию Вечной Женственности в творчестве Блока, и с другой — наделяется поэтом темными, демоническими чертами, становясь еще более потусторонней и недоступной.

Не только недостижимый идеал, но и реальные проблемы общества, жизнь простых людей волновали Александра Блока, становясь темой его произведений. Эта сторона лирики поэта нашла отражение в иллюстрации И.С. Глазунова «Старуха у гроба» (1971, к стихотворению «Целый год не дрожало окно». Андрею Белому). На фоне безликой толпы, где любопытство соседствует с равнодушием, предстает старуха, согбенная старостью и неимоверной тяжестью своего горя. В отличие от других иллюстраций выставки эта работа почти полностью лишена оттенков цвета. Контрастом угольно-черных пятен и линий на фоне белых сугробов художник емко выразил одинокий мир одного человека, из жизни которого ушли последние краски.

Важное место в творчестве поэта занимает тема Родины. В противовес распространенным среди интеллигенции рубежа веков пессимистическим настроениям Блок верил в высокое предназначение и светлое будущее России. Поэт любил и принимал Родину во всей ее многогранности — величии и бедности, благодати и страданиях. Произведение Ильи Глазунова «Сирень» (1979) стало своего рода сплавом образа России в поэзии Блока и в творчестве самого художника. За лиловым кустом сирени простираются необъятные просторы родной земли. А на первом плане — большие голубые глаза девушки, смотрящей с нежностью и легкой грустью прямо на зрителя. Этот образ графического произведения несет в себе символический смысл: в своих стихотворениях поэт нередко персонифицировал Родину, наделяя ее женскими качествами и одухотворенной красотой.

Поэзия Александра Блока сохранила атмосферу переломного времени революционной эпохи. В его поэме «Двенадцать» (1918) в ритме марша двенадцати гвардейцев, намеренных раздуть «мировой пожар», с большой поэтической силой выражено ощущение неотвратимости грядущих перемен. Вихрь событий, сумятицу действа на улицах замерзшего Петрограда художник мастерски передал в произведении «Двенадцать» пересекающими друг друга композиционными диагоналями, будто перечеркивающими безвозвратно уходящий в прошлое «старый мир». Ключевым и в то же время самым неоднозначным образом поэмы, вызвавшим непонимание со стороны многих современников Блока, стал Иисус Христос, возглавивший шествие красноармейцев. И.С. Глазунов переосмыслил изобразительными средствами значение Спасителя в лирическом произведении. Возведенный в верхнюю часть композиции светлый облик Христа, будто озаряет графический лист, построенный на драматичных контрастах черного и красного.

Александр Блок многократно вводил образ Иисуса Христа в свои произведения. Кризис религиозного мировоззрения рубежа XIX − XX веков отозвался в творчестве поэта глубоко личными переживаниями духовного поиска. Стихотворение «Осенняя любовь» (1907) стало одним из наиболее ярких сочинений этого ряда. Лирический герой произведения − распятый на кресте человек. Не случайно в иллюстрации не видно его лица. «Распятая высота» – это вершина духовного самопостижения любой творческой личности, будь то поэт или художник. Герой взывает ко Христу, который, еще мгновение, и исчезнет в своем челне за излучиной реки, растворится в мареве сумерек, не оставив надежды. Заметит ли он поэта, изнемогающего на кресте?

В 2014 году Илья Глазунов повторил иллюстрацию «Муза Серебряного века», которая посвящена стихотворению А.А. Блока «К музе». Первый вариант графический образа был создан художником еще в 1970-е годы. Идея стихотворения, написанного в 1912 году, связана со статьей «О современном состоянии русского символизма», написанной поэтом двумя годами ранее. В ней Блок, размышляя о судьбах творческих гениев — М.Ю. Лермонтова, М.А. Врубеля, Н.В. Гоголя, В.Ф. Комиссаржевской, — загубленных или доведенных до сумасшествия, утверждает темную природу искусства, называя его «чудовищным и блистательным Адом». В этом контексте образ музы в стихотворении поэта наделяется «влекущей силой», соблазняющей красотой, способной «низводить ангелов».

И.С. Глазунов в своем графическом произведении выступает в тесном сотворчестве с Блоком, осмысляя ключевые для Серебряного века идеи софиологии, привитые на русскую почву этого времени религиозным мыслителем В.С. Соловьёвым, а также теософии. Илья Глазунов наполнил свое произведение образами-символами. Так, справа от Музы изображены «цветы зла», которые отсылают к бодлеровской тоске по идеалу и гармонии, предвосхитившей поиски отечественных символистов Серебряного века, искания которых выражены в тезисе «мы видим красоту и в добре и во зле». Лик вечной мистической возлюбленной, не тождественный ни одному из земных лиц и существующий лишь в предчувствии и надежде – это образ «вечной женственности».

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты — и Муза, и чудо.
Для меня ты — мученье и ад.

Среди экспонатов выставки представлен графический портрет самого Александра Блока, выполненный И.С. Глазуновым в 1962 году. Работа демонстрирует глубокое и зрелое для молодого художника проникновение в самую суть образа поэта и его творчества. Описывая в своей автобиографической книге «Россия Распятая» встречи с поэтом Евгением Евтушенко, И.С. Глазунов вспоминал о том, что среди прочих работ именно этот портрет Блока особенно нравился Евтушенко. Под впечатлением от произведения художника, поэт даже посвятил ему стихотворение:

Когда я думаю о Блоке,
Когда тоскую по нему,
То вспоминаю я не строки,
А мост, пролетку и Неву.
И над ночными голосами
Чеканный облик седока -
Круги под страшными глазами
И черный очерк сюртука…»

В экспозицию выставки вошли 19 произведений из собрания Картинной галереи Ильи Глазунова и 1 графический образ Незнакомки из фондов Государственного Русского музея. Представленные работы позволят прикоснуться к миру поэтических образов Александра Блока в работах художника, обладавшего не только талантом живописца и графика, но и чувством тонкого понимания литературных произведений.

Square thumb           . .              .                               .  .                   .          4415 1