Выставка "Победители и побежденные. Плакаты Первой мировой войны"
Патриотический подъем первых месяцев войны захватил все слои населения страны, в том числе и художественную интеллигенцию, и нашел отражение в культуре и искусстве. В момент военной угрозы внести свою лепту в помощь раненому, показать историческую неизбежность происходящего, вселить уверенность в победе – все эти задачи великолепно решались художественными средствами гравюры и плаката. Этому также способствовали информационные тексты, которые сопровождали изображения и воспринимались в единстве с композицией рисунка. В подобных пояснениях к художественному образу лежали официальные сообщения из газет и журналов: в них указывались данные о месте и дате события, а также сведения о потерях вражеской стороны. Нередко стихотворные тексты к изображениям, размещенные, как правило, внутри композиции, писали профессиональные литераторы и поэты.
В фондах Галереи Ильи Глазунова хранится уникальная и многогранная по своему значению коллекция плакатов, хромолитографий и печатной графики Первой мировой войны (более ста экземпляров), собранная и переданная в музей великим русским художником Ильей Сергеевичем Глазуновым. Собрание отличается большим стилевым и сюжетным разнообразием: плакаты и хромолитографии, посвященные героям и полководцам, печатная графика, изображающая сражения и отдельные эпизоды фронтовой жизни, гравюры-аллегории и сатирические картинки.
Военно-патриотические плакаты и гравюры стали уникальным явлением в русской культуре начала XX столетия, соединившим в себе черты классического и народного искусства печатной графики. Выполняя задачу «духовной мобилизации», художники разных направлений и стилей отражали в своем творчестве военные события, старались как можно точнее передать подробности военного сражения и портретные черты героев. Опираясь на отечественные традиции гравировального дела, основной акцент делался на главных персонажах, рисуя их крупным планом и приближая к зрителю. Адаптируя новые актуальные сюжеты, гравюры выполняли функции информационно-агитационных листов, которые были призваны не только сообщить о произошедшем событии, но и сформировать его художественный образ.
Художники, литераторы, артисты и композиторы, воодушевленные единым порывом помочь фронту, создавали произведения искусства, наполненные патриотической символикой и мифологическими ассоциациями. Над созданием художественных образов войны трудились профессиональные художники-графики, работавшие не только в России, но и за рубежом. Е.Е. Лансере был одним из многочисленных художников, выполнявших роль военных корреспондентов. Н.А. Богатов, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, создавал гравюры, плакаты и открытки в помощь российской армии. И.К. Лебедев изготавливал листовки, плакаты и объявления для русских солдат на Французском фронте. Известный художник-график Г.И. Нарбут, член художественного объединения “Мир искусства”, был призван на военную службу и устроился в Красный Крест при санитарном поезде, а затем, с помощью М.В. Добужинского, был зачислен в историческую комиссию Красного Креста. Создавая военно-патриотическую гравюру, художник ориентировался на французские раскрашенные гравюры на дереве, изготовлявшиеся в городе Эпинале. Г.И. Нарбут сумел выработать собственный «военный стиль»: отличительной чертой гравюр по его рисункам является стремительная динамика композиции. В 1914 г. И.Г. Нарбут выступил и в жанре политической сатиры, нарисовав для журнала «Лукоморья» юмористические силуэтные портреты Франца-Иосифа и Вильгельма II.
К началу Первой мировой войны в России начался настоящий подъем полиграфической индустрии. Модернизация мелких и во многом кустарных литографических и типографских заведений привела к созданию учреждений, оснащенных самыми современными машинами и материалами. В период Первой мировой войны батальные гравюры издавались в крупнейших типографиях того времени, которых к 1914 г. в России было открыто более шестидесяти. Только в Москве их насчитывалось около двадцати. Среди представленных на выставке произведений можно увидеть гравюры и плакаты, вышедшие из московских типографий И.П. Алексеева, С.М. Мухарского и Е.Ф. Челнокова, литографий И.Д. Сытина и И.А. Морозова, торговых домов «А.В. Крылов и К°», А.П. Коркина и «А.В. Бейдемана и Кº», товариществ И.М. Машистова, «И.Н. Кушнерев и Кº», фабрики плакатов А.Ф. Постнова и других. Как отмечают исследователи, с начала Первой мировой войны по 3 декабря 1914 г. в России было издано около 270 военных гравюр и плакатов, 200 портретов, 1500 открыток, 400 брошюр и альбомов.
К началу Первой мировой войны в России стали использовать новый способ промышленной цветной печати – хромолитографию. Хромолитография – цветная гравюра, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма. Форма изготавливалась на камне или цинковой пластине, на которых предварительно наносился контур цветового пятна, а их количество могло достигать двадцати и более. Однако, несмотря на то, что внедрение новой автоматической техники на предприятиях, производивших печатную продукцию, шло полным ходом, абсолютного замещения ручных станков промышленными машинами не произошло. Печатание цветных изображений требовало активного применения и старых ручных станков. Благодаря умелому использованию традиционных способов печати и новым технологиям промышленного производства гравюры и плакаты Первой мировой войны «дошли» до нашего времени в прекрасном состоянии и, несмотря на столетний возраст, не потеряли свои эстетические качества и сияние ярких красок.
Плакаты и гравюры были основным источником информации о войне для большей части населения Российской империи, особенно для крестьянского и городского сословий. Военные патриотические гравюры пользовались широкой популярностью: их можно было увидеть в казарме, в крестьянской избе, в школе и даже на постоялом дворе. Печатная графика появлялась практически сразу после изображенных на ней фронтовых событий и служила своего рода аналогом современных масс-медиа. Выступая источником информации, наделенным к тому же мощной изобразительной силой, гравюры и плакаты подвергались предварительному просмотру, о чем ставилась надпись на самих листах. Вопрос о выходе в свет продукции, посвященной различным военным событиям, также решался военными цензорами, о чем свидетельствуют надписи: «Дозволено Цензурою …».
Значительное количество гравюр и плакатов было посвящено представлению событий на фронте. Они содержали в себе иллюстрацию, дополненную новостным сообщением российского и зарубежных информационных агентств: «От штаба верховного главнокомандующего. На левом берегу Вислы наши войска …». В них были отражены боевые действия на российско-германском и российско-австрийском фронтах: сражения в Восточной Пруссии и на Западной Украине; в Польше и в Карпатах; битвы Кавказской армии и Черноморского флота против Турции; события во Франции и Бельгии. Успехи боев на фронте сопровождались особой значительностью визуального образа и информативностью текста. В особенности много гравюр было посвящено важным для России военным операциям: Галицийской и Варшавско-Ивангородской в Европе, Алашкертской и Эрзурумской на Кавказе.
Особенно в первый год войны, отдельной задачей военно-патриотических гравюр и плакатов было наглядное знакомство со странами-участниками, представляя личности императоров и правителей, карты Европы, национальные флаги и гимны, виды обмундирования солдат. Получили распространение и гравюры с картой театра боевых действий. Такие картографические изображения часто создавались с элементами сатиры.
В гравюрах и плакатах нашли отражение не только боевые действия, но и эпизоды из военной жизни, не связанные с конкретными историческими событиями. К таким гравюрам относятся листы «Проводы на войну за святое дело», «Русская армия на отдыхе», «Наши удальцы».
Особой популярностью пользовались гравюры, посвященные подвигам русских солдат, а также портреты офицеров и выдающихся полководцев. Среди них первый георгиевский кавалер этой войны донской казак Козьма Крючков, выдающийся полководец генерал Алексей Брусилов, генерал от инфантерии Николай Рузский. Донской казак Козьма Крючков стал настоящим символом героизма русского воина: получив 16 ранений, он смог убить в бою 11 неприятелей. Его подвигу были посвящены многочисленные гравюры.
Значительную роль в создании образа врага сыграла сатирическая печатная графика. В противовес положительным героям карикатур, олицетворявшим Россию и ее союзников, основной мишенью сатирической гравюры стали политические и военные деятели стран-противников. Главными объектами осмеяния выступали германский император Вильгельм II и правитель Австро-Венгрии Франц Иосиф I. Рисовали кайзера то в виде Наполеона, то кровожадным пауком, то обезумевшим от страха прусским воякой. Таковы произведения «Раз увидел кайзер сон, будто он – Наполеон…» и «Хочу быть Наполеоном». Отрицательные герои – немцы, австрийцы, турки – были «выведены» в самом неприглядном виде. Не редко в подобных плакатах изображали сцены бегства («Про трусость турецкую, да про удаль молодецкую») или приуменьшали размеры врагов («Оно понятно, что погреться каждому хочется, только зачем же… таё… гурьбой-то?»). Широкая палитра выразительных средств позволяет проследить трансформацию образа врага в военной карикатуре. Важное место в создании образа врага играла и печатная графика, рассказывающая о зверствах неприятеля.
Значение военно-патриотической печатной графики и плакатного искусства трудно переоценить. Простые по художественным средствам и понятные по сюжету они были призваны пробуждать патриотические чувства. В наши дни гравюры и плакаты Первой Мировой войны являются уникальным источником по истории, ярко и образно увековечившим память героев и важнейшие военные события, жизнь и быт страны.
Развитие искусства печатной графики в период Первой мировой войны во многом предварило будущий расцвет и стилистику советского плакатного искусства. Был обозначен художественно-образный ряд, постоянный набор символов и знаков, многие из которых сохранились до наших дней. Среди них образы Родины-Матери и воина-богатыря, защитника Отечества.