Выставка «Среди восторженных надежд и мечтаний…» Иллюстрации И.С. Глазунова к произведениям «Белые ночи» и «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского
«Любящее, за всех людей на земле страдающее отзывчивое сердце, неподкупная совесть его, чутко и безошибочно чувствующая зло, какой бы личиной добра оно не прикрывалось, – вот что влечет меня к Достоевскому, – не только меня, а миллионы читателей во всем мире», – писал Илья Глазунов.
Творческая биография И.С. Глазунова неразрывно связана с литературным наследием Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский со студенческих лет был любимым писателем Ильи Глазунова, с которым у него много общего во взглядах и мировоззрении. Ф.М. Достоевский, его мысли, образы произвели на него глубокое судьбоносное впечатление и побудили как художника вновь и вновь обращаться к его трудам. Первые иллюстрации – 1956 год, полное собрание сочинений – 1982 год, последние образы, авторские повторения – 2000-е годы. Итогом плодотворной работы художника над воплощением в зримом образе героев произведений стало издание полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского с иллюстрациями Ильи Глазунова, вышедшее тиражом 600 000 экземпляров, и этот обширный графический цикл, состоящий из 150 листов, считается наиболее полным, глубоким и точным воплощением образов писателя в изобразительном искусстве.
В фокусе выставки, приуроченной к 95-летию со дня рождения Ильи Сергеевича Глазунова и к 55-летию создания им иллюстраций к ранним повестям «Белые ночи» и «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского, – удивительные по своей эмоциональной характеристики и виртуозности творческого воплощения графические образы, появившиеся на свет в 1970 году. Сегодня данные произведения являются гордостью собраний Картинной галереи Ильи Глазунова и Государственной Третьяковской галереи. Часть из них экспонируются в галерее впервые.
В названии выставки приведены слова Ф.М. Достоевского, емко и эмоционально характеризовавшего счастье создания художественного образа: «Если я был счастлив когда-нибудь, то это даже и не во время первых упоительных минут моего успеха, а тогда, когда еще я не читал и не показывал никому моей рукописи: в те долгие ночи, среди восторженных надежд и мечтаний и страстной любви к труду; когда я сжился с моей фантазией, с лицами, которых сам создал, как с родными, как будто с действительно существующими; любил их, радовался и печалился с ними, а подчас даже и плакал самыми искренними слезами над незатейливым героем моим». Подобно писателю И.С. Глазунов вспоминал, что работать над иллюстрациями к произведениям Ф.М. Достоевского было для него «великим мучением и творческой радостью – ведь он, как никто, чувствовал и воплощал тайну жизни и смерти».
Работая над образами для каждого произведения, художник выбрал определенный творческий метод, который позволил наиболее точно раскрыть атмосферу сюжетного повествования и философский замысел автора. Иллюстрации к повести «Белые ночи» с первого взгляда узнаются по мистической голубоватой дымке, в которой тают фигуры персонажей. Для работ, посвященных «Неточке Незвановой», характерно внимание к деталям, передающим резкий социальный контраст двух юных героинь. Неизменным во всех иллюстрациях остается главное – интерес к внутреннему миру и духовным переживаниям героев.
Повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи» – сентиментальный роман, овеянный мечтой о счастье и вместе с тем трагическим ощущением несбыточности этой мечты. Счастье призрачно, как сами белые ночи Петербурга, где довелось Мечтателю испытать чувство первой любви. Илья Глазунов вспоминал, что работая над этой повестью, живя уже в Москве, он «снова погружался в магию петербургских белых ночей, рождающих непонятную тревогу и одиночество. В памяти вставали громады наемных домов, словно перевернутых в мутных водах канала, и слезы наворачивались на глаза, когда вспоминал, как видел перед зарей в сиреневой дымке нового дня девушку, которую любил, но которая уходила с другим, скользя рукой по чугунной решетке канала…».
Произведение Ф.М. Достоевского «Белые ночи» носит светлый, лирический характер, что нашло отражение и в иллюстрациях И.С. Глазунова. «Приступая к своим иллюстрациям «Белых ночей», я, влюбленный в Петербург, где родился и вырос, хотел, в отличие от Добужинского, почувствовать и показать образы Мечтателя, Настеньки, соперника Мечтателя, что считал главным в этой удивительной повести, своим трагическим лиризмом отличающейся от других произведений писателя. Реальность мечты и ирреальность окружающего мира – перед моими глазами вставала призрачность и красота белых ночей, где почти нет разницы между закатом и восходом северного солнца, превращающего петербургские кварталы Достоевского в мираж. И как любил я в юности в белые ночи блуждать по тихим кварталам, где зеленая вода каналов отражала ночной пустынный город, ощущая свое одиночество…», – вспоминал Илья Глазунов.
Большую часть графических листов художник выполнил пастелью, нежные оттенки которой, помогли ему отразить романтическую атмосферу. В своих иллюстрациях он передал особое состояние петербургских белых ночей, призрачность, тоску по утраченной мечте. Ему удалось объединить героев произведения, природу и городской пейзаж одним настроением: мистическая голубоватая дымка скрадывает своим флером резкие очертания домов, тают в ее мареве мосты петербургских каналов и фигуры главных героев. Призрачная неосязаемость мира, предстающего в иллюстрациях к повести, подчеркивает разрыв между идеалом главного героя и реальной действительностью.
Художник отмечал, что в образе Мечтателя, он также старался передать частицу своей души: «Это вы себя рисовали?», – спрашивали потом многие. «И да, и нет», – отвечал Илья Глазунов». Художник, как Мечтатель, прогуливался по петербургским каналам и верил в реальность мечты, живя в повседневных буднях. «Я бы на вашем месте не искал натуру для Мечтателя. Нарисуйте себя. У вас самого лицо петербургского мечтателя», – говорил И.С. Глазунову писатель Н.П. Анциферов. Знаменитый итальянский режиссер Лукино Висконти, ставший другом художника, хотел создать новую экранизацию повести «Белые ночи», в которой художником фильма и исполнителем главной роли видел только Илью Глазунова. К сожалению, советское Министерство культуры отказалось выпустить И.С. Глазунова за границу для съемок.
Воплощая образ героини повести Настеньки, художник обратил главное внимание на ее лицо, выражающее внутреннюю тревогу. Прислонившись к перилам канала, задумчиво глядя на воду, Настенька ждет своего Мечтателя, а думает о другом, которого любит. Прекрасный образ молодой девушки, увлекшей Мечтателя, лишь на мгновение осветил его жизнь. Любовь осталась недостижимой, и главный герой вновь вынужден вернуться в мир серых будней, единственным спасением для него были его фантазии.
Тема «мечтателя» получила углубленное и расширенное развитие в незаконченном романе Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова». В центре произведения писатель ставил личность ребенка и историю «мечтательницы» Неточки Незвановой, разрабатывая нравственные проблемы. Ф.М. Достоевский был убежден, что если человек рожден с благородной душой, то эти качества дадут ему духовную силу выстоять, выжить и победить в любых жизненных условиях, как бы они не были тяжелы и казались безысходны.
«После выхода “Белых ночей” я начал в 1970 году работу над “Неточкой Незвановой”. Я помню, как в поисках модели, я долго вглядывался в лица современных школьниц, идущих веселой гурьбой после уроков. В них я не прочел ничего. Но художник, когда он работает над определенной темой, должен обязательно оттолкнуться от живой реальности образа, найти искомые черты в окружающих людях», – вспоминал Илья Глазунов.
И.С. Глазунов писал, что работа над портретом княжны Кати далась ему легко и быстро. Воплощая образ маленькой Неточки, художник создал не один подготовительный рисунок. «Однажды я сидел в отчаянии у мольберта, разглядывая свои рисунки. Закрывая глаза, я видел внутренним взором и ощущал образ Неточки, но не мог найти его зримого воплощения». Случайно на улице около магазина стояла девочка с коляской младшего брата или сестры, ожидая свою маму, ушедшую за покупками. «Маленькая девочка смотрела на меня встревоженными серьезными глазами… Меня переполнила радость: теперь я был уверен, что образ Неточки, благодаря личику этой девочки, будет воплощен. Я нарисовал ее в профиль и в фас», – позднее вспоминал художник.
Вдохновением Ильи Глазунова для иллюстраций к повести «Неточка Незванова» послужил Санкт-Петербург. «Бродя по Петербургу, я долго искал интерьеры, похожие на дом князя и, наконец, во дворце Юсупова, который был тогда Домом ленинградского учителя, наткнулся на мрачную мраморную лестницу, которую освещал сумеречный свет высокого окна. Так интерьеры Юсуповского дворца помогли мне в решении передачи многих жизненных ситуаций Неточки в доме князя», – писал Илья Глазунов.
Удивительной чертой иллюстраций Ильи Сергеевича Глазунова является реалистически точное воплощение героев произведений и идеи великого Ф.М. Достоевского. По точности образов и богатству передачи внутреннего содержания, атмосферы повестей художник не просто максимально приблизился к литературному первоисточнику. Он выделил в повестях писателя не апофеоз страдания, а утверждение духовной красоты и силы человеческой личности. Резкая социальная контрастность жизни, переданная порой в трагических судьбах, переводится им из литературы в зримый образ изобразительного искусства. При этом интересно, что в иллюстрациях И.С. Глазунова нет типичного портретного изображения: черты лица, цвет глаз, костюм, композиция художественного произведения, позы героев, движения и даже колорит и цветовые акценты в работе – все подчинено единой идеи воплощения образа, характера и темперамента героя.
Иллюстрации Ильи Глазунова пользуются неизменным успехом на выставках и во всем мире признаются самым глубоким и точным воплощением образов писателя в изобразительном искусстве. Художник смог создать эталон восприятия персонажей, «живую классику», на основе которой снимались экранизации, продолжают издаваться книги и художественные альбомы. В последние годы (с 2021 по 2024 гг.) в Пекине, Ханчжоу и Шанхае большими тиражами были изданы повести «Белые ночи» и «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского с иллюстрациями И.С. Глазунова; готовится к изданию повесть «Записки из подполья».