Выставка Время поисков
Первым международным успехом Ильи Глазунова стало получение Гран-при на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге (1956) за картину «Поэт в тюрьме» – образ чехословацкого поэта, журналиста, литературного и театрального критика Юлиуса Фучика (1903–1943). Награду вручали в Москве в Комитете молодежных организаций. Тогда И.С. Глазунову предложили повторить успех пражской выставки и представить свои произведения на персональной выставке в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ).
Первая персональная выставка Ильи Глазунова, открывшаяся в начале 1957 года в Московском ЦДРИ на Кузнецком мосту, стала главной вехой и переломным событием первого этапа творчества художника. В те годы проведение персональной выставки студента, не имеющего диплома художника и не вступившего в Союз художников, было практически не возможным. Работы студентов-художников можно было увидеть только на выставках, проходивших в рамках официальных мероприятий, чаще всего это были Фестивали молодежи и студентов. По решению Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина выставка Ильи Глазунова должна была пройти во время каникул, а главным условием ее открытия – выставлять работы, исполненные вне учебной программы. Так на выставке, открывшейся в дни зимних каникул, художник представил 80 своих картин и графических произведений.
Русская классическая школа академического искусства в сочетании с ярким самобытным стилем – вот главная характеристика ранних произведений Ильи Глазунова. Многие тогда сравнивали его выставку с «взрывом атомной бомбы, разрушившей идеологию казенных выставок социалистического реализма», указывая, в первую очередь, на то, что он был первым, кто «разбил парадную витрину социалистического реализма». Среди восторженных отзывов посетителей выставки И.С. Глазунову особенно запомнились слова известного искусствоведа, специалиста по русскому искусству Н.Г. Машковцева (1887–1962): «Берегитесь. Ваша выставка есть полное отрицание социалистического реализма. Правда жизни и поэтичность видения – основа вашего успеха. На будущее счастье социального рая у вас и намека нет. <…> Вы показали одиночество человека, уставшего от лжи… Вы русский художник, и это все объясняет. Вы вступили на свою Голгофу».
Выставка произвела небывалый успех. Тысячи посетителей стояли в очередях, для регулирования которых была приглашена конная милиция. Среди посетителей было не мало представителей московской интеллигенции, известных поэтов, писателей, режиссеров, актеров, иностранных журналистов, послов… Дважды выставку посетил министр культуры СССР Н.А. Михайлов, который привел с собой польского посла. А после последовало отчисление И.С. Глазунова из института за «полное отрицание социалистического реализма». Студента И.С. Глазунова восстановили лишь благодаря положительному отзыву о выставке Министра культуры СССР. Однако ему запретили защищаться картиной «Дороги войны. 1941 год», над которой он работал. Взамен художнику было предложено представить произведение, исполненное на основе этюда 1 курса – «Рождение теленка» (1957). Получив на защите тройку, он был распределен учителем черчения в ремесленное училище сначала в Ижевск, а затем в Иваново. Однако получив справку, что в учителе черчения училище не нуждается, художник принял решение переехать в Москву.
Так начался один из самых сложных периодов жизни и творчества Ильи Глазунова – «Время поисков», – как называл его художник. В те годы ему буквально предстояло бороться за право быть художником. Путь в Союз художников был закрыт, а значит, он не имел право ни на мастерскую, ни на заказы от Художественного фонда СССР. Жить и работать было негде. Несколько месяцев он прожил в общежитии Московского университета, а затем ему удалось переехать в четырехметровую кладовку на улице Воровского (ныне Поварская), где ранее испанский скульптор Дионисио Гарсиа хранил глину для своих скульптур. «В первые три года московской жизни из-за страшной нищеты все мои работы были исполнены на бумаге или картоне», – позднее вспоминал И.С. Глазунов. Главной работой художника стали случайные заказы на портреты, приходилось подрабатывать грузчиком на Рижском вокзале.
«Сколько раз в моей жизни чаша души была переполнена нестерпимым горем, болью и одиночеством. И когда, казалось, уже не было мочи терпеть, наводнение скорби отступало, словно отлив в море, снова возрождая надежду продолжить свой путь и совершить то, что мне предназначено», – позднее писал Илья Глазунов. Этот тяжелейший этап своей жизни художник символически воплотил в произведении «Лестница. Автопортрет» (1963). Половина ступеней позади, согбенная человеческая фигура мала и одинока, а подъем так труден… Но герой произведения не останавливается и, сопротивляясь жестокому пронизывающему ветру, продолжает свой путь. Работа, как и значительная часть графики художника 1960-х годов, тяготеет к лаконизму, условности языка, выразительности линии и силуэта. Острая диагональная композиция графического листа передает зрителю ощущение преодоления, устремленности к вершине.
В 1960-е годы в советском искусстве сформировались два официальных направления – авангард и соцреализм, на смену которому уже вступал суровый стиль. Стать достаточно быстро модным и «востребованным» художником было гораздо проще, следуя официальным направлениям искусства. Илья Глазунов мог бы начать создавать работы в духе социалистического реализма и вступить в Союз Художников, что обеспечило бы ему мастерскую и заказы, или обратиться к авангардным формам в искусстве. Известный советский коллекционер Георгий Костаки говорил ему, что «современное искусство – это авангард» и если бы он встал на путь современного художника, он с удовольствием бы продавал его картины. Но авангард всегда был чужд художнику. Илья Глазунов остался верен себе и продолжил писать произведения на темы, которые были ему поистине близки, которые он так хотел показать своим зрителям. «Я иду своим путем, убежден в своей правоте и не могу писать иначе, чем я пишу», – отвечал художник всем, кто старался убедить его обратиться к авангардным течениям в искусстве. Характерной чертой творчества Ильи Глазунова станет сочетание черт реализма и совершенно новых для искусства того времени новаторских модернистских художественных приемов.
Многообразие и интерес ко многим аспектам современной и исторической темам позволили ему находить различные пути выражения каждого нового сюжета. «Я поставил задачу начать своего рода дневник, то есть языком живописи постараться выразить все, что меня волнует и является содержанием духовной жизни», – говорил Илья Глазунов. Так картина «Метро» (1958) стала отражением размышлений художника о жизни современного города. Вспоминая о своих переживаниях во время начального периода жизни в столице, Илья Глазунов писал: «…Уже давно наступили московские холода. Меня все более и более охватывало безнадежное отчаяние: жить было негде и не на что. Нет ничего страшнее одиночества в толпе. Нет ничего интереснее, сидя на скамейке в метро, рассматривать лица людей, куда-то спешащих по эскалаторам вверх и вниз. Эти наблюдения легли потом в ткань моего лирического цикла “Город”… »
В жанровой картине «Советские дети переходят улицу» (1959) Илья Глазунов использовал необычный художественный прием: композиция нарочито обрезана, и мы видим лишь красную юбку, развевающуюся словно знамя, за которым идет веселая группа детей. Художник изобразил мальчиков разных национальностей. Он с интересом отметил в их лицах, мимике, поведении различные характеры. Образ ребенка с печальным не по-детски взглядом – важный сквозной мотив работ Ильи Глазунова.
В своем творчестве Илья Глазунов не раз поднимал серьезные нравственные и исторические проблемы, вызванные индустриализацией России, разрушением старой русской деревни, изменением многовекового уклада жизни. В 1960 году в СССР началась так называемая «ликвидация неперспективных деревень», которая практически привела к гибели русской деревни как явлению национальной жизни. Многие деревни были поставлены на грань выживания и приходили в запустенье, а людей насильно переселяли в крупные колхозы и «агрогорода». Многие из них уже никогда не смогли вернуться в родные края. Этой теме посвящена картина «Отчаяние» (1966). Опустевшая «умирающая» деревня, полуразрушенная заброшенная церковь и деревенский дом, из окна которого смотрит мать. Картина впервые была представлена на персональной выставке И.С. Глазунова в Париже в 1968 году, приобретена в частное собрание и более 50 лет находилась во Франции. В 2003 году художник повторил этот сюжет в картине «Закат» (зал № 3).
Картина «Черный ворон» (1956) демонстрирует большую смелость молодого живописца, не побоявшегося в советское время обратиться к теме политических репрессий. В лаконично решенном образе «воронка», дверью которого прищемлен красный подол женского платья, Илья Глазунов недвусмысленно раскрыл правду времени, о которой тогда не смели говорить. Несмотря на собирательность и символичность образа в работе считывается топографическая привязка. Машина движется по Литейному мосту Ленинграда к зданию советских органов госбезопасности − аналогу московской Лубянки.
Произведения Ильи Глазунова тех лет отличает разнообразие жанров, необычных творческих находок и стилистических приемов. Светлыми импрессионистическими нотами пронизано произведение «Восход» (1960). Картина «Мальчик с птицей» (1958) создана в характерной и узнаваемой манере живописи художника рубежа 1950 – 1960-х годов. Психологическая глубина создается образами-символами картины и колоритом произведения.
Уже в самом начале 1960-х годов Илья Глазунов впервые применил, ставший позднее узнаваемым и характерным для его творчества, прием инкрустации – использования в живописи объемных деталей, созданных из разных материалов. Так в картине «Клоун» (1960) для изображения газеты на столе художник использовал настоящие газетные вырезки из иностранной прессы. Уникальность картины и в самом мотиве – изображение крупным планом отражения облика героя скрытого за театральной маской. Этот художественный прием словно позволяет зрителю прочувствовать внутренний мир героя произведения, его душевное состояние, сопереживать ему. Позднее данный художественный прием Илья Глазунов использует в своей картине «После спектакля» (1984, зал № 3). Впервые картина «Клоун» была представлена зрителям на персональной выставке художника в Кракове (Польша), открытой в 1960 году.
«Девочка с одуванчиком» (1964) – мотив, к которому Илья Глазунов неоднократно возвращался в своем творчестве, как в графике, так и в живописи. На фоне голубого неба непрерывной линией обрисован тонкий девичий силуэт. В руке героиня держит одуванчик, семена которого разлетаются по ветру на мягких пушинках. Лаконичными художественными средствами он создал образ прекрасной и быстротечной поры беззаботной юности. Легкости и чистоте образа вторят эскизная манера рисунка и его нежные полупрозрачные тона.
«Время поисков» – это период высказывания, откровения и поиск собственного творческого пути Ильи Глазунова. «Илья Глазунов многообразен. Он не стремится к показу внешнего действия, он ищет внутреннего напряжения. Сосредоточенный и строгий, он поражает воображение яркостью и силой своей образности, почему его работы вызывают раздумья, заставляют внимательно рассматривать их», – писал в журнале «Москва» (1962) поэт и общественный деятель Н.С. Тихонов.
Когда смотришь на произведения выставки, невольно сравниваешь их с теми, что Илья Глазунов создавал в последующие годы и понимаешь, какой трудный и яркий путь был пройден художником. Интересно, что в них столь непохожих на его работы последующих лет, отчетливо видны центральные темы его творчества – история России, портрет и цикл «Город», а также характерные для его стиля композиционные и творческие приемы. И всех их объединяет мотив лирики, созерцания, поэзии и искренность изображаемого сюжета.