Cover waysofwar

«Дороги войны» — первая монументальная картина Ильи Сергеевича Глазунова, отразившая событие истории, о котором молчало современное ей искусство советской эпохи. Виртуальная выставка, подготовленная Картинной галереей Ильи Глазунова, знакомит зрителя с историей создания и бытования этого произведения, ставшего важным этапом в творчестве художника.

Картину «Дороги войны» И.С. Глазунов готовил как дипломную работу в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, однако замысел пришел к художнику задолго до окончания учебы. В многофигурном драматическом полотне (2,5х5 м) он хотел выразить тяжелые воспоминания своего детства об отступлении советских войск 1941 года. Впоследствии в автобиографической книге «Россия Распятая» художник описывал сцену, свидетелем которой он стал 11-летним мальчиком: «Я помню, словно это было вчера, как сквозь клубы пыли и дыма нескончаемым потоком шли солдаты, беженцы, стада овец, словно гонимые бурей войны. Каждую минуту из разорванных грозовых туч могли появиться немецкие самолёты. Смерть, горе, рев моторов… золотая рожь вдавлена в землю гусеницами танков…».

На основе личных впечатлений от пережитого И.С. Глазунов воплотил в картине образ великой народной трагедии. Центром композиции стала группа людей, собравшихся у деревенского колодца, чтобы утолить жажду и отдохнуть после долгой дороги. Среди них — солдаты и женщины, дети и старики, те, кто ранен, и кто потерял близких…и все герои объединены единым чувством тревоги перед страшным бедствием, которое принесёт ещё много утрат и горя. В каждом персонаже читается своя история и психология, каждый по-своему переживает происходящее. А на заднем плане под сгустившимися грозовыми тучами нескончаемой вереницей тянутся беженцы.

Обращение молодого художника к подобному сюжету в 1957 году было чрезвычайно смелым поступком. Тему Великой Отечественной войны в живописи соцреализма преподносили в свете героической борьбы или Победы, но никак не предшествовавших ей поражений. За два месяца до окончания учебы руководство института наотрез отказалось допустить картину к защите, назвав её антисоветской, искажавшей правду и смысл Великой Отечественной войны. По настоянию педагогов художник подготовил другую дипломную работу, но замысел свой не оставил. Позднее, завершив картину «Дороги войны», И.С. Глазунов представил ее на знаменитой пятидневной выставке, которая проходила в служебном помещении Манежа в 1964 году. Но и тогда вердикт цензоров Союза художников СССР оставался неизменным. Выставка была закрыта как противоречащая советской идеологии, а полотно — передано в Дом офицеров, где впоследствии бесследно исчезло.

Сегодня познакомиться с композицией картины «Дороги войны» возможно благодаря авторскому повторению середины 1980-х годов, оригинал которого хранится в собрании Государственного музея искусств им. А. Кастеева в городе Алма-Ате. На виртуальной выставке помимо самого произведения представлен сохранившийся подготовительный материал к нему: общий цветовой эскиз, а также натурные этюды и зарисовки. Эти работы, выполненные с легкостью и мастерством, демонстрируют поиск художником типажей для будущей картины, который И.С. Глазунов вёл в течение нескольких лет.

В числе особенно выразительных этюдов — портрет светловолосого солдата, прищурившегося на солнце. Этюд был выполнен для персонажа, в которой, по словам И.С. Глазунова, он хотел воплотить «собирательный образ вечного воина русской истории». У этого героя также был реальный прообраз из детских воспоминаний художника, описанный им на страницах книги «Россия Распятая»: «…выцветшая гимнастёрка с кругами пота, тёмное от загара лицо, синие брызги глаз под выгоревшими пшеничными бровями. В руках, как чашу богатырскую, он держит наполненное до краёв водой железное ведро, сверкающее на солнце…». На картине солдат улыбается девушке с коромыслом, которая дала ему напиться, и словно говорит ей: «Ничего, мы скоро вернёмся!». Этот немой диалог героев введен художником в композицию как мотив надежды в окружающем смятении народной беды.

Судьба картины «Дороги войны» ярко обрисовывает, какой смелостью необходимо было обладать Илье Глазунову, чтобы обратиться к подобной теме в идеологически скованные 1950—1960-е годы. И потому ещё большую ценность сегодня приобретает воссозданный художником правдивый образ нашего народа на пороге долгого и страшного пути, каким для миллионов людей стала Великая Отечественная война.