Иллюстрации Ильи Глазунова к произведениям Н.А. Некрасова. К 200-летию со Дня рождения писателя
Вся творческая биография Ильи Сергеевича Глазунова тесно связана с познанием и отражением русской классической литературы. Иллюстрации Ильи Сергеевича Глазунова к произведениям великих творцов русской литературной классики А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, П.И. Мельникова-Печерского, Н.С. Лескова, И.А. Гончарова, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова, А.А. Блока, А.И. Куприна уже давно стали классикой – классикой живой и современной.
Среди мастеров книжной иллюстрации второй половины ХХ века его произведения всегда узнаваемы. Стремление к монументальной живописной форме художник перенес в графику, создав особый вид станковой иллюстрации, обладающей достоинством монументальности формы и образа.
Будучи новатором в изобразительном творчестве, художник всегда придавал современное звучание первоисточнику. Точность и полнота воплощения Ильей Сергеевичем Глазуновым духа самых сложных литературных произведений объясняется не только его удивительной способностью улавливать тончайшие движения мысли писателя. Художник сам обладал высшим даром поэтико-драматического восприятия мира.
Илья Глазунов утверждал: «Работа художника над книгой требует сопереживания с писателем – организм книги должен быть живым, эмоциональным и глубоко духовным. Художник книги – это как пианист или дирижер, который должен, осмысляя произведение, раствориться в нем, чтобы органично выявить присущую ему индивидуальность, не превращая себя в такого оформителя, амбиции и своеволие которого довлеют над духовным миром писателя или поэта».
Иллюстрации к произведениям Н.А. Некрасова, представленные на выставке, были исполнены Ильей Глазуновым в 1960-1970-х годах. В эти годы поэзия Н.А. Некрасова литературоведами зачастую трактовалась с точки зрения так называемого «критического реализма» с его выраженной социально-революционной направленностью.
В центре внимания у И.С. Глазунова конкретный человеческий образ, с теми индивидуальными чертами и проблемами, которыми наделил его поэт. Художник вместе с Некрасовым воспевает образ русской женщины («В поле. Дарья») и ее душевную силу («Орина – мать солдатская»), сочувствует искренней любви без слащавости и «пейзанства» («В поле»), одинокому горю («Погост») и, даже изображая толпу рабочих в иллюстрации к стихотворению «Железная дорога», он представляет нам каждого из изображенных с индивидуальной эмоциональной окраской. Молодой рабочий на переднем плане – это символ русского народа – крепкий, работящий, в то же время искренний, мечтательный, простой.
Творчество Н.А. Некрасова насыщено глубокими философскими раздумьями о народе, его настоящем и будущем. Особое место в его поэзии занимает тема судьбы русских женщин. На выставке представлена иллюстрация И.С.Глазунова к поэме «Орина – мать солдатская». Психологическая характеристика образа предельно лаконична. «Горя реченька бездонная…», оставшаяся у простой крестьянской женщины после смерти сына, отражена на ее лице, несущем печать тихой, не выплескиваемой вовне боли, смиренного принятия своей судьбы.
Образы центрального произведения Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» потрясают своей глубиной. Профильная фигурка горбуна, «божьего человека» в восприятии народа, изображена на фоне голубого неба с нежными штрихами перистых облаков, напоминающими крылья ангела («то ангел милосердия, незримо пролетающий…»).
Образ России («Ты и убогая, ты и обильная»), так ярко представленный в поэзии Некрасова, Илья Глазунов интерпретирует в иллюстрации к стихотворению «Родина», в котором поэт описал запустение своего родового гнезда:
«И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом…»
Иллюстрации художника – это не просто художественное сопровождение литературного произведения. Это самостоятельные полноценные картины, в которых литературная основа всегда прочитывается, но никогда не преобладает над художественным образом. Илья Глазунов в них становится соавтором образа наряду с писателем или поэтом.