Илья Глазунов. Чили глазами художника
Выставка «Илья Глазунов. Чили глазами художника» является вторым проектом галереи, объединившим произведения из разных музеев России, чтобы представить важную грань творческого наследия Ильи Сергеевича Глазунова – его художественные репортажи. Новая экспозиция познакомит зрителя с работами, созданными мастером в мае − июле 1973 года, когда он посетил Чили в качестве корреспондента Агентства печати «Новости». Застав разгар социальных волнений в республике, И.С. Глазунов стал очевидцем демонстраций политических партий на проспектах Сантьяго, попыток контрреволюционного переворота и последствий их кровавых столкновений. Эти события нашли отражение во многих рисунках художника, передавших напряжение той исторической атмосферы. Но главный интерес для него представляла не политика, а национальное своеобразие страны: характер ее народа, культура и особенности местной природы.
И.С. Глазунов провел в Чили полтора месяца, посетив многие города и поселки. Сотни быстрых и точных зарисовок мастера запечатлели площади, будни предприятий, детали архитектуры, выхваченные из потока впечатлений жанровые сценки, пейзажи. В галерее образов чилийцев, созданной И.С. Глазуновым, вновь во всей полноте проявился дар художника выражать духовные качества человека в зримом образе. Исполнены гражданского звучания портреты выдающихся политических и общественных деятелей Чили: Луиса Корвалана, В. Тейтельбома, Карлоса Прат Гонсалеса и Гладис Марин. Большой выразительностью отличается галерея портретов шахтеров угольных копий Лоты и сталеваров металлургического комплекса Уачипато – в мужественных, полных внутреннего достоинства образах рабочих художник выразил уважение перед их ежедневным трудом.
Культура Чили получила отражение в групповом портрете членов музыкального ансамбля «Килапайюн». В вытянутой горизонтальной композиции И.С. Глазунов в равной мере раскрыл индивидуальность каждого из семи артистов, заключив в общей компоновке их фигур и распределении цветовых акцентов сложность музыкальных ритмов. Символом творчества, объединившего героев портрета, стал в произведении образ птицы, украсивший обложку одного из студийных альбомов ансамбля «Килапаюн». Не случайно члены коллектива, воспевавшего родную землю, представлены на фоне Кордильеров. Неотделимость красоты природы Чили от силуэта гор художник подчеркнул во многих произведениях, посвятив Кордильерам и большой одноименный графический лист.
Чилийский цикл хранит память о встречах художника с президентом республики – Сальватором Альенде, последняя из которых состоялась за месяц до гибели политика в ходе военного переворота в сентябре 1973 года. И.С. Глазунов исполнил с натуры парадный портрет С. Альенде для галереи образов всех президентов страны во дворце «Ла Монеда». Работа не сохранилась: она была сожжена мятежниками во время штурма дворца. На выставке представлен другой портрет Альенде, основанный на натурных рисунках, в которых художник запечатлел встречу президента с рабочими в поселке горняков Эль Сальвадор. Портрет согрет личным отношением И.С. Глазунова к изображенному, тем сильным впечатлением, которое произвела на него широкая и свободная речь президента, его страстное восклицание «Венсеремос!» («Мы победим!»). Именно по инициативе Сальвадора Альенде в залах Музея изящных искусств Сантьяго впервые была организована выставка чилийского цикла. Несмотря на тревожные дни в столице президент пришел на вернисаж, где выразил восхищение перед художественным даром И.С. Глазунова и его удивительной творческой работоспособностью. На фотографии, подаренной художнику, президент написал: «Великому творцу и моему другу».
За короткий срок поездки художник сумел глубоко проникнуть в жизнь далекого народа, с его языком, психологией, традициями. В отдельных лицах простых рабочих, крестьян, молодежи, представителей культуры, политических и государственных деятелей передан собирательный образ народа Чили. Широкие философские обобщения, характерные для творчества И.С. Глазунова, позволили ему создать не просто репортаж с места событий, но волнующий рассказ о судьбе народа, погруженного в социальные бури времени.