Илья Глазунов. Дни и ночи Вьетнама
55 лет прошло с тех дней, когда в феврале 1967 года русский художник Илья Глазунов в качестве специального корреспондента газеты “Комсомольская правда” вместе с писателем Сергеем Высоцким отправился в творческую командировку во Вьетнам. Ее результатом стала серия из 150 работ о сражающемся за свою свободу и независимость Вьетнаме, созданная им всего за 23 дня.
Война во Вьетнаме длилась на протяжении 20 лет с 1955 по 1975 год. Вся страна превратилась в боевой лагерь: днем напряженная работа на рисовых полях, а ночью дежурство в отрядах самообороны.
В архиве галереи Ильи Глазунова сохранились фотографии тех лет. На них запечатлена работа художника над портретами и образами Вьетнама. Сложно представить, что многие рисунки были выполнены порой с риском для жизни прямо в окопах во время боевых действий.
Произведения Ильи Глазунова стали художественным воплощением, дневником войны и трагедии вьетнамского народа. Правдивые и честные свидетельства художника являются ценнейшим историческим документом ХХ века. В документальных портретах, картинах и рисунках Илья Сергеевич сумел создать высокохудожественные образы, проникнутые личными переживаниями событий тех дней. В них потрясает глубина и сила художественного образа, удивительно тонкое проникновение в жизнь, психологию и культуру народа Востока.
Писатель Сергей Высоцкий вспоминал: “Во Вьетнаме ярко проявился талант Ильи Глазунова – публициста. Точные выразительные рисунки в путевом блокноте передают суровые будни трудолюбивого вьетнамского народа. Глазунов с любовью и проникновенностью запечатлел мягкую природу страны, замечательные памятники национальной культуры”.
В конце февраля 1967 года от причала Владивостокского порта на борту грузового теплохода “Раздольное” Илья Глазунов отправился во Вьетнам. Первой работой цикла можно назвать рисунок, созданный им еще на борту этого судна – “Члены команды теплохода “Раздольное”, исполненный графическим карандашом и фломастером.
Вьетнамские работы потрясают своей глубиной и символичностью. Интересно, что в них художник практически не рисует сцен прямых военных действий. Его подход совершенно иной: пред зрителями предстает галерея портретов людей, сражающихся за свободу и независимость своей страны.
На одном из них изображен член кооператива Нгуен Тат Зау из провинции Нгеан в возрасте 67 лет. Его лицо изборождено морщинами, сколько в его облике мудрости и достоинства. “Я много работал, стараясь передать образ старого вьетнамца, выразительность его черт, воплощающих лучшие приметы его народа: твердость, несгибаемую волю, убежденность в своей правоте. Этот образ поднимается до национального обобщения, символизирующего духовную силу борющегося Вьетнама”, – вспоминал Илья Глазунов.
Среди изображений простых вьетнамцев есть и портреты представителей творческих профессий. На одном из них представлен молодой художник Май Ван Хиен. “В общей борьбе участвует и художественная интеллигенция страны. И меня, естественно, интересовали образы вьетнамских художников, актеров. Их духовный мир, желание служить своим искусством общему делу – вот что мне хотелось передать в моих рисунках”, – говорил Илья Глазунов. Живая связь искусства с судьбой Вьетнама становится фоном для его портрета. За его спиной разворачиваются сцены отражения атаки американского бомбардировщика.
Какой ценой была достигнута победа? Отдельной главой “дневника” художника можно назвать произведения, посвященные жертвам войны. Посетив госпиталь в провинции Тхань Хоа, Илья Глазунов создал работы “Раненая вьетнамка” и “Рабочий До Чи Шон”. Особенной скорбью проникнуты изображения раненых детей. Достаточно взглянуть в глаза ребенка запечатленного в работе “Мальчик, раненый шариковой бомбой”. Виртуозное мастерство художника и его умение концентрировать свою творческую волю поражают. Всего за несколько часов проведенных в госпитале он успел создать эмоциональные и выразительные портреты. Это самые пронзительные графические работы этого цикла.
Среди работ этого цикла много изображений вьетнамских женщин. Илья Глазунов говорил, что такое количество неслучайно: “Я видел их повсюду: на зенитных батареях и на рисовых полях, в окопах и у разрушенных пагод, склонившихся над могилами убитых и с винтовками в руках”.
Одна из них представлена художником на боевом посту. Производственный район Хонгай. Среди металлических конструкций и фабричных дымов стоит молодая защитница завода – с винтовкой, в национальной крестьянской шляпе “зонтиком”. Во всем ее облике, в осанке и взгляде художник передал стойкость и нерушимость. Она на посту.
Совершенно иной показана партизанка Южного Вьетнама Нго Тхи Тует. Девушка совершила несколько подвигов, она трижды героиня. Девичьи косички, пухлые губы, мягкий овал детского лица. При этом уже совсем не детские сильные руки крепко сжимают винтовку.
Работая над портретом Го Тхи Тует, художник узнал, что пережила к своим 17 годам эта юная девушка: ее отец погиб в партизанском отряде, мать зверски убили, а саму девушку много раз пытали. Важную часть ее истории сохранила надпись, которую сделал на графическом листе Илья Глазунов: “Трижды богатырь”. Так называли в те годы во Вьетнаме партизан, убивших более 30 американских агрессоров.
Единственная картина Вьетнамского цикла, написанная красками на холсте – “Пробудившийся Восток”. Произведение носит глубоко символичный характер. На переднем плане изображение древнего воинственного божества с яростным выражением лица, за спиной у которого по дороге проходят сомкнутым строем вооруженные солдаты. Вдали – голубая гладь залива, синяя горная цепь на горизонте и джонки с красными перепончатыми парусами.
Сохранилось немало рисунков, изображающих атмосферу и последствия войны. Много среди них и лаконичных набросков фломастером. Здесь и улицы Ханоя после бомбежек, развалины города Винь, руины католического храма в городе Хонгай. Есть среди них и пейзажи, отражающие самые характерные особенности страны: перепончатые паруса джонок в беспредельной дали залива, рисовые поля вдоль дороги с крохотными фигурками крестьян в широких шляпах-зонтиках, школа под бамбуковой крышей, цепочка гор прорезающих небо…
Руководство Вьетнамской республики дало высокую оценку произведениям и гражданскому подвигу Ильи Глазунова, который создавал свои работы в окопах в перерывах между усиленной бомбежкой американской авиации. В конце марта в Ханое на улице Ювелиров, центральной улице столицы, по желанию правительства страны открылась выставка произведений вьетнамского цикла, которая пользовалась большим успехом. Посетителей выставки, несмотря на продолжавшуюся войну, было тысячи. “Когда в Ханое была открыта выставка Ильи Глазунова, то лучшей оценкой его работ были толпы посетителей, даже тогда, когда над городом завывали сирены воздушной тревоги”, – вспоминал С.А. Высоцкий.
По возвращении художника в Москву этот цикл был представлен публике на выставке “Дни и ночи Вьетнама” в Доме дружбы с народами зарубежных стран. Позднее В.Д. Захарченко, автор книги “Дыхание горячих дней. Илья Глазунов”, писал: “Она (выставка) потрясла меня своей драматической сущностью, убедительностью свидетельства очевидца и, что самое главное, глубинным философским осмыслением событий, переданным в портрете, в пейзаже, в беглых путевых зарисовках”.
На этой выставке Илью Сергеевича Глазунова спросили, что для него самое главное в этих работах? “Трудно определить, – отвечал художник, – мне дорога каждая деталь, каждая примета жизни вьетнамского народа. Весь народ Вьетнама, от мала до велика, поднялся на защиту своей родины. Вот почему вы видите среди этих работ и портрет партизанки, почти девочки, которая выносила детей из горящего дома, и старика, активного участника боевых операций”.
Сегодня произведения Ильи Глазунова из Вьетнамского цикла хранятся в Картинной галерее Ильи Глазунова и в Государственном центральном музее современной истории России.