17b

Новая виртуальная выставка представляет ранние произведения Ильи Сергеевича Глазунова, созданные им в школьные годы и годы учебы в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Илья Сергеевич любил повторять: “Школа – это крылья художника”, считая, что без фундаментального художественного образования настоящий мастер состояться не может. В своей автобиографической книге “Россия распятая” он рассказывает читателю о своих взглядах на искусство и о своем становлении художника: “Копируя работу великого мастера, будто беседуешь с умным, всезнающим учителем и потом по-новому смотришь на мир и натуру. Мое глубокое убеждение, что один из самых действенных методов обучения начинающих художников – это работа с натуры и параллельное копирование старых мастеров. Кто может лучше рассказать о законах классической композиции, чем Веронезе, Тинторетто или Рубенс?”

Одна из самых ранних работ художника на выставке – портрет его дяди Михаила Федоровича Глазунова (1946 г.). Портрет написан юным художником в возрасте 16 лет. Выдающийся академик медицины М.Ф.Глазунов организовал эвакуацию будущего художника из блокадного Ленинграда, а после войны отчасти заменил отца. Его квартира на Кутузовской набережной близ Летнего сада стала для юного Ильи настоящей школой художественного вкуса и мастерства. М.Ф.Глазунов представлен на фоне предметов своей коллекции произведений живописи, которую после смерти завещал Саратовскому музею им. А.Н. Радищева.

“Старик с топором” (1949 г.) – портрет деда Матюшки, участника многих войн, которого Илья Глазунов написал в 19 лет. Дед Матюшка в юности работал полотером в Зимнем дворце в Петербурге. Он рассказывал художнику о траурном дне для всей России, когда во дворец привезли умирающего от ран императора Александра II. Эту работу И.С.Глазунов подарил своему дяде М.Ф.Глазунову. Михаил Федорович повесил работу племянника дома среди произведений своего собрания и любил разыгрывать гостей, спрашивая, кисти кого из великих мастеров она принадлежала.

После окончания средней художественной школы №3 при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1951 году Илья Глазунов поступил в Институт. На вступительных экзаменах он написал “Портрет старика” (1951). Это небольшое по формату произведение демонстрирует большие способности и высокий уровень мастерства в передаче натуры в живописи.

“Портрет пожилой женщины в платке” (1951 г.) является этюдом для картины “Дороги войны”, задуманной Ильей Глазуновым в качестве дипломной работы еще на первом курсе института. Художник разрабатывал композицию в эскизах и повсюду искал натуру для будущей картины, запечатлевая характерные типы в портретных этюдах.

На выставке представлена отчетная работа первого курса “Рождение теленка” (1952 г.), написанная на первом курсе Института во время летней практике в одном из колхозов Ленинградской области. Спустя несколько лет по настоянию руководства института она и послужила эскизом для дипломной работы И.С.Глазунова, поскольку его картина “Дороги войны”, посвященная тяжелым воспоминаниям детства – отступлению советских войск 1941 года, – по идеологическим причинам к защите не была допущена.

На втором курсе Илья Сергеевич написал композицию “Пароход. Волга” (1953 г.) на тему “Великие стройки коммунизма. Куйбышевская ГЭС”. История создания произведения рассказана художником в книге “Россия распятая”. Увиденное на месте потрясло молодого художника: оказалось, что на “стройке коммунизма” работают, в основном, заключенные и царит криминальная обстановка. “Я не мог написать правду, но и не мог лгать. Осенью преподаватели живописи потребовали от меня отчет: композицию на тему “Великие стройки коммунизма”. Я решил изобразить то, что видел, уезжая из Ставрополя: пароход, палуба, на которой сидят люди <…> А там, вдали, на другом берегу, словно дым, кружится пыль, сквозь которую на могучих холмах угадываются два огромных лозунга: “Миру – мир!” и “Слава великому Сталину!”.

Значительная часть работ этого периода представляет лирический облик родного города художника – Санкт-Петербурга. Это и небольшие по размеру этюды такие как “Ленинград. Весна” (1955 г.) и творческие произведения, например “Выборгская сторона” (1956 г.).

Началом творческого пути Ильи Глазунова стали работы “Последний автобус” (1955 г.) и “Ленинградская весна” (1955 г.). “Последний автобус” – картина, которая ныне хранится в Одесском художественном музее, раскрывает нам будни города. Лиричная картина “Ленинградская весна” − одна из первых творческих работ художника, отображающая наступление весны в большом городе. Для образа пожилой женщины Илье Глазунову позировала тетя Агнесса Константиновна Монтеверде, сестра его матери, у которой он жил после войны, потеряв родителей. На первый взгляд, художник изобразил непримечательный мотив, взятый из жизни, вдохнув в него новый смысл и взгляд на привычные образы Санкт-Петербурга. “Я был влюблен в живописную фактуру стены старого дома, в голубую легкость небес, золотистый свет дрожащего воздуха, в холодные рефлексы теней…”, – писал художник.

Графическое произведение “Надя” (1953 г.) было создано по натурным впечатлениям. Художник вспоминал, как увидел ее в автобусе: “Я сразу увидел ее профиль, так поразивший меня. В давке, обрывая пуговицы, я пробрался вперед как раз в тот момент, когда она опускалась на сиденье, устало приклонив дым серого меха к узору замершего окна. Я только сейчас разглядел ее, наши глаза встретились. Ее нельзя было назвать красавицей. На бледном, матовом лице с выступающими скулами двумя черными пожарищами горели нежные, скорбные глаза”.

В 1950-е годы Илья Глазунов создает несколько портретов Нины Александровны Виноградовой-Бенуа: “Нина” (1955 г.), “Нина в шубке” (1954 г.). Ее же образ появляется в картине “Сумерки” (1956 г.) и в графическом рисунке “Любовь” (1955 г.). Об этом рисунке Илья Сергеевич писал в книге “Россия Распятая”: “…Нежное девичье лицо в моей работе “Любовь” – это Нина. Она была так не похожа на всех, кого я знал до нее! Меня навсегда поразило сочетание в ней трепетной женственности девушек Ренуара и внутренней волевой силы, присущей героиням Тургенева и Достоевского. С первой встречи и до ее трагической гибели я не расставался с Ниной, озарившей мою жизнь спокойной ясностью своих рассветных глаз”.

На выставке представлены два портрета пианистки Марины Дранишниковой. Марина Дранишникова – “удивительно талантливое музыкальное дарование”, как писал о ней Илья Сергеевич, была другом художника и духовно близким ему человеком. Абстрактный фон одного из портретов, в котором едва различимы пюпитр и клавиши рояля, напоминает о цветомузыке Александра Скрябина, которую блестяще исполняла пианистка.

Среди творческих композиций художника на выставке демонстрируются и учебные академические постановки. К ним относятся “Голова натурщика” (1953 г.), исполненная в технике гризайль, и “Женский портрет” (1953 г.). Многие студенты, учившиеся вместе с Ильей Глазуновым, писали а-ля прима, без подготовительного эскиза сразу на холсте. Илья Сергеевич выбрал для себя иную манеру письма. Он выполнил “Женский портрет” с использованием технологии старых мастеров: вначале уделил внимание только форме, разложив темперой гризайль, а затем приступил к написанию живописного портрета. Такой подход к работе с натурой произвел большое впечатление на профессора Б.В.Иогансона, руководителя мастерской, в которой учился художник.

Рисунки “Череп” (1952 г.) и “Голова Геракла” (1951 г.), безусловно, можно считать примером образцового выполнения заданий и для нынешних студентов художественных вузов.

Главным для Ильи Глазунова всегда оставалась работа с натуры, в основе которой лежит крепкое знание рисунка и композиции, а также красота цветовых отношений. Небольшие рисунки из альбома художника запечатлевшие древние города, портретные рисунки стариков, детей и женские образы, удивительные своей реалистичностью и ощутимым сходством и особенностями портретируемых, свидетельствуют о феноменальном таланте молодого художника. Очаровательны его пейзажи маслом – “Волга” (1953 г.), “Плес. Церковь” (1950 г.), и многие другие мотивы полюбившегося молодому художнику города Плёса, где много десятилетий назад жил и работал столь любимый им И.Левитан.

Результатом упорных трудов Ильи Глазунова в годы учебы в Институте им. И.Е. Репина стала его победа на международном конкурсе в Праге. За портрет поэта Юлиуса Фучика, будучи ленинградским студентом, он получил Гран-при и возможность проведения первой персональной выставки в Москве.

Выставка, состоявшаяся в 1957 году в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ), принесла художнику большой успех. Внимание публики и прессы к ней было настолько огромным, что понадобилась конная милиция для наведения порядка в очереди желающих увидеть “сенсационные” картины.

Однако выставка принесла ему не только известность, но и первые гонения за слишком смелый по тем временам выход за рамки искусства социалистического реализма. После выставки в ЦДРИ Илья Глазунов был исключен из института им. И.Е. Репина, и лишь по настоянию министра культуры руководство учебного заведения было вынуждено его восстановить.

Одной из наиболее свежих и неожиданных работ, представленных на той выставке, стала картина “Утро” (1955 г.): на кровати пребывает в утренней неге юная девушка, обнаженный до пояса юноша вглядывается в светлую панораму Исаакиевского собора… Для советского искусства это была довольно смелая и необычная трактовка жанра ню. Светлая и нежная по колориту, написанная с импрессионистической легкостью, исполненная мажорным звучанием, картина дышит счастьем безоблачной молодости, полнотой и жаждой жизни.

В своей автобиографической книге, вспоминая годы учебы, он писал: “Я часами просиживал в рисовальном классе и анатомическом кабинете, а потом шел в библиотеку, где до рези в глазах всматривался в рисунки старых мастеров, не переставая изумляться их гармонией, совершенством художественной формы”.

Уже заканчивая Институт им. И.Е. Репина, Илья Сергеевич Глазунов вспоминал, что прочел как И.Н.Крамской – учитель Ильи Репина – посоветовал молодому, ищущему свой путь в искусстве художнику: “Вы прошли академическую школу и в должной мере овладели профессиональным мастерством – вы должны запереться в мастерской и написать работу, которая бы вас выразила и удовлетворила. Обретите себя!”

Все послевоенные годы учебы Илья Глазунов следовал этому совету и без остатка отдавал свои душевные силы и энергию священному для него познанию искусства, о чем свидетельствуют его дневники и воспоминания тех лет, опубликованные в книге “Россия распятая”.