Kar 1142

К 200-летию со Дня рождения Ф.М. Достоевского


Трагический оптимизм Достоевского, его высокий талант, поиск духовных основ человеческого бытия, утверждение нравственного идеала, его пророческий дар ставят великого писателя и мыслителя в ряд величайших гениев русской и мировой литературы.

«Меня зовут психологом, – писал Достоевский в 1880 году, – неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». Романы Достоевского – психологическая проза, центральное место в которой отведено борьбе добра и зла, где поле битвы – сердца людей. Писатель заглянул в самые сокровенные тайны души и сознания своих героев, отразил реальные противоречия человеческой природы, эпохи и мира в целом.

Федор Михайлович Достоевский со студенческих лет был любимым писателем Ильи Глазунова, с которым у него много общего во взглядах и мировоззрении. Художника нередко называют «Достоевским в живописи» за разработку созвучных философии писателя нравственных идей.

Талант и безграничность литературной и философской мысли Достоевского постигаются не сразу. «Проблема Достоевского действительно трудна, сложна и мучительна… Но для того, в ком горит желание найти ответы на «проклятые вопросы» человеческого бытия и судьбы России, в которую он так свято верил, Достоевский становится спутником всей жизни – мучением, загадкой, утешением», – так характеризовал его творчество Илья Сергеевич Глазунов.

Имя Ильи Глазунова неразрывно связано с литературным наследием Достоевского. Творческие принципы писателя, его стремление уйти от бытописательства, показать душу и характер человека, нашли яркое выражение в живописи и графике художника. «Я считаю его самым оптимистическим и светлым писателем мира. Федор Михайлович верил в воскресение души человека, даже если тот дошел до крайней черты вседозволенности», – неоднократно повторял Илья Сергеевич.

Идеи, воспетые великим русским писателем в своих произведениях, были близки художнику. Он познакомился с его романами и повестями еще в студенческие годы. Достоевский, его мысли, образы произвели на него глубокое судьбоносное впечатление и побудили как художника вновь и вновь обращаться к его трудам. Первые иллюстрации – 1956 год, полное собрание сочинений – 1982 год, последние образы, авторские повторения – 2000-е годы. Итогом плодотворной работы стало издание полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского с иллюстрациями Ильи Глазунова, вышедшее тиражом 600 000 экземпляров, и этот обширный графический цикл, состоящий из 150 листов, считается наиболее полным, глубоким и точным воплощением образов писателя в изобразительном искусстве.

Илья Сергеевич начал работать над иллюстрациями еще в те годы, когда труды Достоевского были фактически запрещены в Советском Союзе. «Не скрою, работать над иллюстрациями к Федору Михайловичу Достоевскому было для меня великим мучением и творческой радостью – ведь он, как никто, чувствовал и воплощал тайну жизни и смерти», – говорил художник.

Портреты великого классика Илья Глазунов создавал многократно, и неизменно на фоне Санкт-Петербурга – города, где жили и страдали униженные и оскорбленные герои Ф.М. Достоевского. Образ писателя в живописных и графических работах Ильи Глазунова точно соответствует описанию, которое художник дал ему на страницах автобиографической книги «Россия Распятая»: «Большой лоб с могучими, как у новгородских соборов, сводами надбровных дуг, из-под которых смотрят глубоко сидящие глаза, исполненные доброты и скорби, глубокого раздумья и пристального волевого напряжения. Болезненный цвет лица, сжатый рот, скрытый усами и бородой. Его трудно представить смеющимся».


Первыми работами Ильи Глазунова, посвященными прозе писателя, стали графические портреты главных героев романа «Идиот» − князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Рогожина.

Портрет князя Мышкина убедительно передает душевную чистоту героя, которого сам Ф.М. Достоевский называл «князь-Христос». Художник вспоминал, что основой для создания образа послужила старая фотография его дяди Константина Прилуцкого, которого в семье называли князем Мышкиным. Иллюстрация точно соответствует литературному описанию персонажа: молодой человек лет двадцати шести, белокур, со впалыми щеками и востренькою бородкой, приятным, но бесцветным лицом и большими, голубыми глазами. Илье Глазунову удалось передать в иллюстрации и описанное Ф.М. Достоевским странное выражение его лица, по которому с первого взгляда угадывалась падучая болезнь.

Каждый образ любовного треугольника романа «Идиот» выполнен в излюбленной художником технике, сочетающей градации черного тона соуса и цветовые акценты пастели. Цвет в этих работах используется минимально, что подчеркивает наиболее характерную черту персонажа: небесно-голубые глаза отражают по-детски открытую миру натуру Мышкина, красный воротник – горячий темперамент купца Рогожина, порабощенного земными страстями, цвет губ и карих глаз Настасьи Филипповны усиливает магнетическую притягательность ее образа. К этой героине произведения Ф.М.Достоевского у художника было особое отношение. И.С.Глазунов писал о ней: «Она загадочна, как загадочна вообще душа женщины. В ней переплетаются образ «красоты страшной силы» с мистическим реализмом странности изломанной любви, преданности, своеволия, истерического грозового накала страсти – словом, все, что было свойственно женщинам, которых любил Достоевский. Это был его тип женщины… <…> Считаю, что в мировой литературе нет более сложного и волнующего образа, чем Настасья Филлиповна. Она как больная птица, не могущая лететь; она и жертва, и насильница».

Уже первые произведения молодого художника, посвященные теме русской литературы, показали, что Илья Глазунов вышел в них за рамки привычного понятия иллюстрации, справившись с задачей, которую сам он формулировал таким образом: «Мне хотелось в отличие от обычно понимаемого слова «иллюстрация» трансформировать мир идей Достоевского, создать образы людей-идееносцев».

Образ князя Мышкина, как воплощение христианской нравственности, неистового в своей страсти Рогожина и поражающей своей роковой красотой Настасьи Филипповны потрясли своим глубоким психологизмом зрителей первой персональной выставки художника, состоявшейся в московском Центральном доме работников искусств в 1957 году. Эти работы тогда еще ленинградского студента были приобретены музеем Ф.М. Достоевского в Москве. А режиссер И.А. Пырьев впоследствии благодарил Илью Сергеевича за то, что его портрет князя Мышкина помог при создании образа киногероя в известной экранизации романа 1958 года.


Самой поразительной особенностью героев романов Ф.М. Достоевского художник считал то, что все они являются идееносцами, «душа и совесть которых находятся в постоянной борьбе за овладевшую ими социальную, философскую, но прежде всего нравственную идею». Эта черта нашла яркое выражение в образе главного персонажа романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова.

Илья Глазунов представил героя в момент сюжетной завязки еще до совершения убийства: Раскольников бредет по оживленной площади, размышляя, оправдывает ли благородная цель преступное средство, и относится ли он к типу людей, «право имеющих». Атмосфера шумной и беззаботной жизни горожан противопоставлена предельной концентрации мысли на лице Раскольникова. В портрете героя художнику удалось убедительно передать его душевное состояние на пороге рокового момента жизни и непомерную гордыню, толкнувшую на чудовищный эксперимент.


Повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи» носит светлый, лирический характер, что нашло отражение и в иллюстрациях И.С. Глазунова к этому произведению.

Художник вспоминал, что работая над иллюстрациями он «снова погружался в магию петербургских белых ночей, рождающих непонятную тревогу и одиночество». Большую часть графических листов художник выполнил пастелью, нежные оттенки которой помогли ему передать романтическую атмосферу белых ночей. Мистическая голубоватая дымка скрадывает своим флером резкие очертания домов, тают в ее мареве мосты петербургских каналов и фигуры главных героев. Призрачная неосязаемость мира, предстающего на иллюстрациях к повести, подчеркивает разрыв между идеалом главного героя и реальной действительностью. Илья Глазунов писал, что в отличие от иллюстраций М.В. Добужинского, своей задачей он ставил «показать не город и человек, а человек и город».

В образе Мечтателя, как посоветовал Илье Глазунову писатель Н.П. Анциферов, он старался передать частицу своей души. Знаменитый режиссер Лукино Висконти, ставший другом художника, хотел создать новую экранизацию повести «Белые ночи», в главной роли которого видел только Илью Глазунова. К сожалению, советское Министерство культуры отказалось выпустить художника за границу.

Воплощая образ героини повести Настеньки, художник обратил главное внимание на ее лицо, выражающее внутреннюю тревогу. Прислонившись к перилам канала, задумчиво глядя на воду, Настенька ждет своего Мечтателя, а думает о другом, которого любит. Прекрасный образ молодой девушки, увлекшей Мечтателя, лишь на мгновение осветил его жизнь. Любовь осталась недостижимой, и главный герой вновь вынужден вернуться в мир серых будней, единственным спасением для него были его фантазии.


После выхода издания «Белых ночей» в 1970 году художник начал работу над произведением Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова». В книге «Россия Распятая» Илья Сергеевич Глазунов описывал, как долго искал образ главной героини повести. В поисках модели он долго стоял возле школы, находящейся вблизи его мастерской, всматривался в лица школьниц. Так, на Арбате, он увидел девочку лет 7-8 с мамой, которую и попросил позировать. Так иллюстрация появилась на свет.

Смысловой центр графического листа – лицо девочки. Она постепенно познает себя и мир, – мир, который с самых юных лет был для Неточки полон горестей и лишений. «Я поняла, и уж не помню, как, что в нашем углу — какое-то вечное, нестерпимое горе», – признается девятилетняя Неточка на страницах повести Ф.М. Достоевского.

Илья Глазунов писал, что работа над портретом княжны Кати далась ему легко и быстро. Кукла Пьерро в ее руках – кукла, которую видел в детстве художник. «Работая над этими иллюстрациями, я еще более полюбил и узнал красоту русских интерьеров и мебели той поры, когда жили герои произведений Достоевского», – вспоминал художник.

Не только в иллюстрациях к этому произведению, но и в образе Нелли, героини «Униженных и оскорбленных», И.С. Глазунов глубоко разработал одну из важнейших идей философии писателя о том, что нет оправдания жестокости мира, в котором пролита хотя бы одна слезинка страдающего ребенка.


Отличительная черта иллюстраций к двум центральным произведениям Ф.М. Достоевского – «Бесы» и «Братья Карамазовы», – многообразие портретных образов и отход от чрезмерной повествовательности.

Роман «Бесы» был написан Ф.М. Достоевским под впечатлением от происходивших и нараставших в России революционных потрясений. Непосредственным прообразом сюжета стало вызвавшее большой резонанс в обществе дело об убийстве студента Ивана Иванова, задуманное нигилистом и революционером С.Г. Нечаевым.

Революция сравни одержимости бесами. Достоевский убедительно показал, к чему могут привести ее последствия. Илья Глазунов блестяще воплотил все эти идеи в портретах героев романа. Сопереживая с великим провидцем и писателем, создавая галерею образов «бесов», художник порой лаконичен в деталях, однако эмоциональная характеристика преобладает в них настолько сильно и впечатляюще, что зритель ощущает необычайное художественное воздействие романа. Пред ним предстает, словно мертвая маска, лицо главного «беса» Ставрогина, портрет Кириллова, проявляющийся из темноты и скверный теоретик разрушения общества Шигалев, начавший с провозглашения свободы и неотвратимо пришедший к безграничной деспотии.

Писатель-пророк вскрыл смысл и суть надвигающейся русской великой смуты. Произведение «Бесы» стало романом-предсказанием, обращением и предупреждением будущим поколениям.


Этические, эстетические, нравственные, социальные и религиозные идеи Достоевского нашли яркое выражение в его последнем романе «Братья Карамазовы». В семидесятые годы XIX века семья Ф.М. Достоевского на летний сезон переселялась в отдаленный городок Новгородской губернии Старая Русса. В своем романе «Братья Карамазовы» Достоевский описывал дома обывателей Старой Руссы, окруженные садами и огородами, узкие улочки, купеческие лавки, аллею вдоль речки, по которой бежал Дмитрий Карамазов в ночь убийства отца Федора Павловича Карамазова. С убедительной и поэтической достоверностью Илья Глазунов передает этот русский провинциальный город середины XIX века, в котором жили герои Достоевского.

Роман называют «литературным завещанием» писателя. В нем он ведет через страдания своих героев к просветлению, к нравственному возрождению, желанию пострадать за правду.

«Братья Карамазовы» – это целый мир русских типов. «Мне представляется, что братья Карамазовы – это воплощенные идеи, которыми определялось духовное бытие России, неустанно и противоречиво ищущей пути к свету и смыслу жизни. Православие – это судьба Алеши. Дмитрий – это страсть к жизни с его «половодьем чувств». Иван – это атеизм и, естественно, попрание евангельских законов о добре и зле. Без Ивана ведь не было бы и Смердякова, убившего их отца. Проповеди Ивана своему брату по отцу, лакею Смердякову, можно сравнить с действиями героев романа «Бесы»: «Все дозволено!» А если все дозволено, значит Бога нет», – писал Илья Сергеевич в своей книге «Россия распятая».

В иллюстрациях Ильи Глазунова поражает воплощение столь разных по своему духовному складу братьев. В них художник остается верен стилю, ставшему таким, узнаваемым в наши дни и характерным только ему, использует любимые материалы – уголь, черный соус и пастель. Он создает много подготовительных рисунков с натуры, например, для портрета Ивана Карамазова ему позирует его друг Николай Коншин. Каждый образ Илья Сергеевич «помещает» в свою особую атмосферу: старец Зосима изображен в своей келье, где мерцают лампады перед иконами Богоматери и святых угодников Божиих, Алеша Карамазов предстает на фоне монастыря. Сложный образ Грушеньки с такой любовью и очарованием воплощен художником.


Иллюстрации Ильи Сергеевича Глазунова к произведениям Ф.М. Достоевского крайне отличаются от работ других художников, когда-либо обращавшихся к его романам. Для каждого произведения И.С. Глазунов находил определенный художественный метод, который позволял наиболее точно раскрыть атмосферу сюжетного повествования и философский замысел автора. Так иллюстрации к повести «Белые ночи» с первого взгляда узнаются по мистической голубоватой дымке, в которой тают фигуры персонажей. Для работ художника, посвященных «Неточке Незвановой», характерно внимание к деталям, передающим резкий социальный контраст двух юных героинь. Тревожные всполохи пламени, выхватывающие из темноты лица героев, стали художественным ключом для воплощения образов романа «Бесы».

По точности образов и богатству передачи внутреннего содержания, атмосферы повестей и романов художник не просто максимально приблизился к литературному первоисточнику. В его портретах героев получил исключительно глубокое развитие психологический реализм. «Трудна и ответственна работа художника-иллюстратора, высшей наградой для которого являются слова читателя: «Я именно так представляю себе князя Мышкина, я так вижу Ставрогина», – говорил Илья Сергеевич. Неизменным во всех иллюстрациях остается главное – интерес к внутреннему миру и духовным переживаниям героев.

Произведения Ильи Глазунова, посвященные Ф.М. Достоевскому, пользуются неизменным успехом на всех выставках художника. В них он стремился запечатлеть высшие проявления человеческого духа, поставить в центр картины темы совести, сострадания и добра. Его герои изображены в крайнем напряжении духовного состояния, на пороге роковых моментов их жизни.

Он смог создать эталон восприятия персонажей, «живую классику», на основе которой снимались экранизации, продолжают издаваться книги и художественные альбомы.