Илья Глазунов. Художник и театр / Комната Лизы
Комната Лизы
1981 год
Эскиз декорации П.И. Чайковского «Пиковая дама»
Картон, темпера
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
«Комната Лизы» - декорация к картине второй действия первого. В комнате, обставленной по моде XVIII века, сочетаются нежные «девичьи» оттенки и тёмные таинственные краски зашторенного дверного проёма в глубине комнаты и портьер на переднем плане. Внося асимметрию в расстановку элементов интерьера, художник передал ощущение трепетности возраста Лизы, неизвестности, беспокойства, нетерпения и противоречивых предчувствий, в которых пребывала юная героиня, судьба которой ещё не определилась. В центре композиции – окно, в котором видны залитые солнцем облака, как символ юной мечтательной натуры. Игривые амуры, забавляющиеся пышными складками тяжёлых кулис, обрамляющих композицию, словно намекали на молодость хозяйки комнаты, девичьи грёзы и влюблённость и одновременно на коварство любовных сетей, в которые она попадет.
В комнате Лизы собрались подруги. Лиза просит спеть Полину, и та исполняет романс на стихи К.Н. Батюшкова «Подруги милые». В произведении используется крылатая фраза «Et in Arcadia ego», что понималось как «И я когда-то жил в Аркадии (в Раю)». Эту латинскую фразу часто высекали на надгробиях. Таким образом, в этой идиллической сцене в девичьей комнате появилось роковое предсказание дальнейшей судьбы героини – чуть позже, когда Лиза остается одна, к ней явится Герман и объяснится ей в любви.