Илья Глазунов. Художник и театр / Летний сад
Летний сад
1981 год
Эскиз декорации П.И. Чайковского «Пиковая дама»
Картон, темпера. 60х90 см.
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Действие первой картины первого действия, с которой начиналась опера, разворачивалось на фоне декорации «Летний сад». Согласно ремаркам автора либретто, «в обстановке благоденствия и радости прогуливается толпа горожан, дети в сопровождении нянюшек и гувернанток». На фоне этой безмятежной картины зарождается будущая трагедия.
В этой сцене встречаются главные герои: Герман и Лиза. Герман узнает, что незнакомка, в которую он влюблен (Лиза), обручена с другим. Зрители узнают о пагубной страсти Германа, который много времени проводит в игорном доме, однако испробовать фортуну не решается. В этой же сцене он слышит историю старой графини, бабушки Лизы, которая знает секрет трех карт.
Ощущение свежести северного лета, звенящей чистоты воздуха художник создал, используя холодноватые оттенки серо-зелёного, сиреневого, кобальта и холодного розового. Оживление и приподнятое настроение гуляющей в Летнем саду публики передано бликами солнечного света, пробивающегося через листву деревьев, и яркими пятнами нарядных одежд. Кроны деревьев написаны динамичными мазками, передающими движение воздуха и перемещение белоснежных облаков, которые видны в проёмах между деревьями и, перемежаясь с ними, создают музыкальный хороводный ритм, объединяющий этим движением всю сцену. Изящество кованой ограды и павильона с ярко-синим куполом, решеточками и золочёными лепными элементами, словно оживающие в ярком солнечном свете статуи – всё это, светлое и жизнерадостное, должно входить в диссонанс с настроением главного героя, стоящего на пороге тёмной зарождающейся страсти.