"Илья Глазунов. Образ великого поэта". К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин является одним из величайших поэтов, признанных и любимых во всем мире. Всероссийское признание он получил еще при жизни, став одним из главных национальных поэтов. Именно с его именем связывают Золотой век отечественной литературы и поэзии, именно он считается основоположником современного литературного русского языка. “Не могу не напомнить, что уже в “Руслане и Людмиле”, созданной двадцатилетним поэтом, русское общество впервые открыло для себя не ведомый доселе родник русского духа, определивший развитие нашей национальной литературы”, – говорил Илья Сергеевич Глазунов.
Литературное творчество великого русского поэта сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, национальностей, переводятся на десятки языков мира. Илья Сергеевич Глазунов посвятил великому поэту не только свои живописные и графические произведения, но и одну из глав своей книги “Россия распятая”. “Он первый дал нам художественные типы красоты истинно русской, обретавшейся в народной правде, в почве нашей и им в ней отысканные. Благодаря своей “всемирной отзывчивости”, свойственной истинно национальному русскому гению, Пушкин чутко воспринял и европейскую культуру, а русскую утвердил в Европе. Быть гением – это не значит обходиться без чужого, это значит уметь чужое делать своим, а свое – общечеловеческим”, – писал Илья Глазунов.
Обращаясь к образу А.С. Пушкина, Илья Глазунов отмечал, что “изучая старые летописи, Пушкин старался угадать образ мысли и язык времен. Он воскресил драматическую эпоху нашей истории так, что в его трагедии пахнет землей и веет воздухом XVII века”. Рассуждая о гении поэта, Илья Сергеевич обращался к труду русского публициста Б.А. Башилова: “…Пушкин был не только умнейшим, но и образованнейшим человеком своего времени. Кроме Карамзина только Пушкин так глубоко и всесторонне знал прошлое русского народа. Работая над “Борисом Годуновым”, он глубоко изучил смутное время, историю совершенного Петром! губительного переворота, эпоху Пугачевщины. То есть, Пушкин изучил три важнейших исторических эпохи, определившие дальнейшие судьбы русского народа. Пушкин обладал неизмеримо более широким историческим кругозором, чем большинство его современников, и поэтому он любил русское историческое прошлое гораздо сильнее большинства его современников. “Дикость, подлость и невежество, – писал он, – не уважать прошедшего, пресмыкаться пред одним настоящим, а у нас иной потомок Рюрика более дорожит звездою двоюродного дядюшки, чем историей своего дома, то есть историей Отечества”.
В 1968 году Илья Глазунов создал графический портрет А.С. Пушкина. Художник изобразил поэта на фоне Зимней канавки и Петропавловского собора. “Мне думается, что передать образ поэта – самая трудная задача для художника. Я шел и иду к осознанию образа великого поэта всю жизнь, и чем более приближаюсь к нему, тем больше он кажется мне непостижимым…”, – писал Илья Глазунов. Используя в работе пастель, он наполнил пейзаж светом: небо с легкими облаками, прозрачная водная гладь, переливающиеся на солнце купола собора. Весь его облик наполнен спокойствием и гармонией. Первый вариант этого произведения хранится в Тюменском музейно-просветительском объединении, второй 2004 года в Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Ильи Глазунова.
На картине “Юность Пушкина. Царское Село” (1982) Илья Сергеевич Глазунов изобразил великого русского поэта на заре его жизни в романтической атмосфере белых ночей. “Дух классицизма, греко-римской культуры, окружавший с юных лет поэта в садах лицея с их статуями, привезенными из Италии, со строгим изяществом дворцов Кваренги и Камерона, не мог не оказать огромное влияние на формирование души Пушкина, в которой совместились гармонически спокойная ясность Эллады с могучей стихией народной России, которую он сумел постичь уже в зрелые годы”, – писал Илья Глазунов. Силуэт юного Пушкина, сидящего на пандусе Камероновой галереи, выделяется на фоне неба. Но уже по его мечтательной позе зритель чувствует, с каким упоением любуется переполненный надежд поэт окружающей его красотой, возможно, именно в этот момент в нем зарождается новый творческий замысел.
Совершенно иным предстает поэт в картине “А.С. Пушкин. Накануне” (1994). “Я долго думал о последних днях поэта, задумав картину, в которой я хотел показать Пушкина, идущего домой по вьюжной синеве тревожных сумерек”, – вспоминал Илья Сергеевич Глазунов. Произведение передает предчувствие трагической развязки дуэли на Черной речке 27 января 1837 года. Поэт представлен на фоне заснеженного Петербурга, вблизи Зимнего дворца, его образ напряжен и тревожен. Портрет окутан легкой дымкой, передающей ощущение морозного воздуха. Синева сумеречного пейзажа поглощает детали фона, тая грядущую великую утрату. Одиночество поэта, внутренний надлом прекрасно удалось художнику передать через особенности трактовки его портрета и петербургского пейзажа. Сдержанная цветовая гамма, зыбкость линий и очертаний способствуют проникновению зрителей в образ поэта. Эпиграфом к живописному произведению И.С.Глазунова могли бы послужить слова знаменитой речи Ф.М.Достоевского на открытии памятника поэту в Москве: “Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем”.
Разрабатывая в иллюстрациях образы исторической драмы и пьесы-трагедии А.С. Пушкина, Илья Глазунов стремился выявить и подчеркнуть характерные черты героев столь разных по содержанию и эмоциональному накалу произведений, придерживаясь некоторых общих технических и композиционных приемов, выработанных еще в первых же иллюстрациях к русской классической литературе.
Так в иллюстрации “Пимен и Гришка Отрепьев” к произведению А.С. Пушкина “Борис Годунов” художник развивает тему нравственной и психологической трагедии, стремится запечатлеть душевное состояние героев, столкновение двух психологических начал – Летописец Пимен и Гришка Отрепьев. Темная келья Чудова монастыря. Яркое пламя свечи выделяет фигуру старца, полного спокойствия, покаяния и умиротворения, склонившегося над летописью российского государства. Его образ – воплощение мудрого смирения, исполняющего свой долг. Лицо же Гришки Отрепьева – яркое выражение внутреннего монолога, напряжения человека, будто находящегося на пороге принятия рокового решения. Григорий Отрепьев изображен на фоне иконы Спаса Нерукотворного, лик Христа отличает строгий и сдержанный рисунок, он будто взирает на Гришку. Контрасты света и тени, излюбленная техника И.С. Глазунова при создании иллюстраций – сочетание насыщенных тонов черного соуса и цветовых акцентов пастели, – дополняют эмоциональную характеристику образов.
В иллюстрации “Моцарт и Сальери” к трагедии А.С. Пушкина художник вслед за писателем представляет антиподами выдающихся композиторов: Моцарт – жизнерадостный и веселый изображен за игрой на фортепьяно, рядом злой, напряженный, завистливый и безжалостный Сальери наблюдает за его игрой. Ярким цветовым акцентом, раскрывающим последующее содержание произведения, выступает бокал вина.
В собрании произведений русского и западноевропейского искусства Ильи Сергеевича Глазунова, переданном им в дар Москве и представленном в экспозиции галереи “Музей сословий России” хранятся уникальные произведения графики и декоративно-прикладного искусства XIX – начала XX века, навеянные личностью А.С.Пушкина и его произведениями. Гравюра “А.С. Пушкин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский и Н.И. Гнедич в Летнем саду” создана с живописного оригинала братьев Чернецовых. Хромолитография 1913 г. “Бал в Москве 1820-х годов” (автор Д.Н. Кардовский) представляет бал в доме генерал-губернатора Дмитрия Владимировича Голицына. Он стоит на переднем плане под руку с Пушкиным, большим любителем светских развлечений. Спиной к зрителю сидит некий генерал, а справа от него держит в руках лорнет светская красавица Зинаида Александровна Волконская, хозяйка салона, в котором собирался весь цвет русской литературы. Многие завсегдатаи ее салона присутствуют на балу: за ней стоят братья Алексей и Дмитрий Веневитиновы, левее – польский поэт Адам Мицкевич. Между ним и Пушкиным историк и публицист Михаил Петрович Погодин. Между Пушкиным и Голицыным стоит Петр Яковлевич Чаадаев, а между Мицкевичем и Погодиным – московский обер-полицеймейстер А.А. Шульгин. В левой части картины, в розовом жилете в цветочек и в очках, – друг Пушкина Петр Андреевич Вяземский. Неподалеку, в глубине, – Евгений Баратынский, и тут же – ближайший приятель Пушкина Павел Воинович Нащокин. Тут, словом, “вся Москва”: все, кто в Москве знатен и славен, постоянные москвичи и все приезжие знаменитости. Быть может, они приехали на бал после оживленного литературного собрания, где Пушкин и Баратынский читали свои стихи, еще не видевшие печати.
Сказочная тема – главная в декоре мебельного гарнитура начала ХХ века (1905 год), украшенного росписями по эскизам художника И.Я. Билибина. Большой двух тумбовый стол и два стула украшены панелями с иллюстрациями к “Сказке о царе Салтане” А.С. Пушкина, выполненными в модной в начале ХХ века в России и Европе технике пирографии или выжигания по дереву с последующей росписью.