На протяжении второй половины XX – начала XXI века Илья Сергеевич Глазунов написал множество портретов, для которых ему позировали короли и президенты, политики, кинорежиссеры и актеры, писатели, поэты и музыканты. Эти портреты стали целой галереей образов современников художника.

Будь то быстрый графический рисунок или детально проработанный парадный портрет Илья Глазунов избирал такую художественную форму, цветовое и композиционное решение, которые бы наиболее точно соответствовали внутреннему миру изображенного.

“В портретах я стараюсь запечатлеть лик эпохи. Портрет, по-моему, внутренняя сущность человека, музыка его души. Нет неинтересных лиц, как нет неинтересных людей, потому что каждый человек имеет свою бессмертную душу, свою психологию, и выразить это, выразить отношение к человеку – есть задача портретиста”, – говорил Илья Глазунов.

Первые портреты были созданы художником еще в студенческие годы. Среди них есть и академические постановки, немало и творческих самостоятельных произведений. В биографии Ильи Сергеевича немало страниц рассказывающих о его работе над портретами зарубежных политиков и актеров, которая началась с 1956 года и длилась на протяжении всей жизни художника.

Хорошо известна история создания портретов звезд итальянского кинематографа, но знакомство иностранной публики с даром блестящего портретиста Ильи Глазунова началось задолго до 1961 года.

В студенческие годы, в 1956 году, журнал “Театр” предложил художнику создать портреты актеров французского Национального народного театра “TNP”, возглавляемого Жаном Виларом, гастролировавшего в России. Илья Глазунов создал портреты, главной задачей в которых стала не только передача сходства с моделью, но и отражение впечатления художника от встречи с ними. Позднее Илья Сергеевич вспоминал, что тогда его “поразило нервное одухотворенное лицо Марии Казарес, покорившей советских зрителей в фильме “Красное и черное”; поразило и то, что она, побывав во многих городах мира, считала Ленинград своим любимым городом. При работе над портретом Даниэля Сорано навсегда врезались в память интеллигентность его облика “создателя образа кардинала Ришелье”, солнечность Зани Капман, а портреты Моник Шометт передали “острую пряность ее красоты”.

В начале 1957 года в Москве в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) проходила первая персональная выставка Ильи Глазунова. Среди творческих композиций экспонировались и портреты. Одним из самых интересных и необычных образов того времени стоит назвать портрет пианистки Марины Дранишниковой. Илья Глазунов крайне редко прибегал к созданию абстрактного фона, но здесь он несет особую смысловую функцию: в нем едва уловимы пюпитр и клавиши рояля, а звучание цвета фона, словно партия световой клавиатуры цветомузыки Александра Скрябина, которую блестяще исполняла пианистка.

Именно в это время Илья Сергеевич познакомился с лучшими представителями творческой интеллигенции. Среди них были писатель Николай Анциферов, поэтесса Ксения Некрасова и поэт Евгений Евтушенко. Важную роль в жизни художника сыграл Сергей Михалков. С дней первой персональной выставки Ильи Глазунова 1957 года и до конца его жизни они оставались близкими друзьями и соратниками.

С самого начала творческого пути Илья Глазунов обладал удивительным даром – за короткий срок уловить и передать не только внешнее сходство модели, а выразить на бумаге или холсте характер человека.

В дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в 1957 году в Центральном парке культуры и отдыха в Москве работала художественная студия. Одним из художников студии был Илья Глазунов. О его работе в ней рассказано в книге “Илья Глазунов. Русский гений” (автор В.С.Новиков). Коллега по студии, вологодский художник В.Корбаков вспоминал: “Вот перед нами села позировать французская актриса Анна Мишар. Рядом со мной расположился с мольбертом молодой симпатичный парень – это был Илья Глазунов. В нашем распоряжении имелось всего 40 минут. И за это время он успел создать великолепный, страстный, выразительный рисунок. Художники, собравшись в кружок, оживленно обсуждали этот факт и, надо признаться, были немало удивлены. Помнится, этот рисунок Глазунов подарил актрисе”.

Возвращаясь к истории знакомства Ильи Сергеевича с мировыми знаменитостями итальянского кино, нельзя ни сказать, что после ошеломительной выставки художника в ЦДРИ известный итальянский критик Паоло Риччи написал книгу о молодом талантливом русском художнике Илье Глазунове. Случилось это накануне Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В 1961 году в Москве состоялся Международный кинофестиваль. Многие итальянские режиссеры, актеры и писатели прочли книгу Паоло Риччи. В своей книге “Россия распятая” художник подробно описал, как прошло его знакомство с всемирно известными итальянцами: “Все старания знаменитых Лукино Висконти, Эннио де Кончини, Альберто Фиоретти, ослепительной Джины Лоллобриджиды и других “звезд” мирового кино разыскать меня в Москве были тщетны. Спасибо моему другу, известному итальянскому кинорежиссеру Джузеппе Де Сантису <…> Он буквально перед окончанием фестиваля дал им мой адрес и телефон. Так в самый канун своего отъезда им удалось найти меня. <…> “У нас есть только 2 часа, и мы хотели бы иметь 4 графических портрета”, – сказал великий Лукино Висконти. Я с жаром принялся за дело. Моя привычка и умение концентрировать свою творческую волю принесли необходимый результат. Четыре портрета были закончены. Я был счастлив, а восторгу моих “моделей” не было границ”. Так началась новая страница биографии Ильи Глазунова, которая принесла ему мировое признание.

Успех Ильи Глазунова изменил историю отечественного искусства. Впервые русский художник получил приглашения со всего мира написать первых лиц государства. Никогда прежде ни один русский мастер не создавал такого количества портретов королей и президентов зарубежных стран, а иностранная пресса пишет – “Илья Глазунов – художник королей и король художников”. В 1967 году он создает портреты членов королевской семьи Лаоса, в 1968 году едет в Париж рисовать членов кабинета министров Шарля де Голля, в 1973 – президента Финляндии Урхо Кекконена, президента Чили Сальвадора Альенде, премьер-министра Индии Индиру Ганди, в 1974 пишет парадные портреты короля Швеции Карла XVI Густава, в 1983 отправляется на Кубу, где ему позирует председатель Государственного совета Кубы Фидель Кастро, а уже в 1984 президент Италии Алессандро Пертини. В 1991 году художник работает в Мадриде и пишет парадный портрет короля Испании Хуана Карлоса I. Все эти произведения украшают в наши дни “галереи правителей” этих стран.

Многие заказные портреты, написанные Ильей Глазуновым в странах Европы и Азии, Северной, Центральной и Южной Америки остались в собраниях владельцев. Российской публике они знакомы лишь по фотографиям, на которых запечатлена работа художника над ними.

Тем не менее, некоторые из них уже возвращены на Родину, их можно увидеть в государственной галерее художника. К числу самых интересных из них принадлежат портреты членов семьи директора Дрезднер Банка Юргена Понто – виолончелистки Коринны Понто и ее мамы известной пианистки. Портреты созданы в 1976 году в их доме в Франкфурте-на-Майне. Передавая портреты директору галереи, вдове художника Инессе Дмитриевне Орловой-Глазуновой Коринна Понто сказала: “Глазунов был гениальный живописец, посмотрите, как он тонко передал состояние души молодой девушки, цветение ее молодости, подчеркнутое нежным и трепетным пейзажем нашего сада, за стеной нашего дома недалеко от Франкфурта-на-Майне, где я сижу… До сих пор у нас стоит этот стул с синей обивкой и хрустальная ваза с картины!”

Важная страница биографии художника 1977 год. В этом году Илья Глазунов за “антисоветскую” картину “Мистерия XX века” был отправлен в Сибирь, рисовать строительство великой стройки коммунизма – БАМ. Здесь он познакомился с представителями всех тогда братских советских республик, которые, как и он, волей судьбы оказались в Сибири. Художник работал и днем и ночью, создавал портреты рабочих, лично выбирал тех, кого хотел нарисовать и отражал в своих рисунках жизнь поселка строителей Байкало-Амурской магистрали. Уже через месяц в Иркутске он смог показать свыше 200 работ, как живописных, так и графических. Портреты простых рабочих людей – плотников, сварщиков, бульдозеристов и шоферов, – стали галереей образов истории Советской России XX века.

Большинство портретов написано Ильей Сергеевичем в русле классических реалистических традиций. Невероятное сходство в них сочетается с необыкновенно проникновенными образами. Не существует ни одного идентичного портрета, в каждом из них характер модели диктует индивидуальные особенности картины. Нередко Илья Глазунов создавал портреты людей близких ему по духу, тех, кто разделял его мировоззрение, идеи и борьбу за сохранение уникальной русской культуры, знание истории и бережное отношение к памятникам культурного значения. К числу таких произведений стоит отнести “Портрет писателя Валентина Распутина” (1987), “Портрет поэта Андрея Дементьева” (1988) и “Портрет писателя Владимира Солоухина” (1983).

Сложно представить, сколько портретов современников было создано художником на протяжении всего творческого пути. Человек – есть тайна, и эту тайну смог постичь и отразить на холсте Илья Глазунов. Рассматривая произведения разных лет, каждый зритель понимает, насколько широк диапазон его интересов, какое разнообразие манер исполнения работ, казалось бы, только одного жанра портрета, но жанра ставшего центральным в художественном наследии Ильи Глазунова. Портрет присутствует везде: будь то историческая картина, городской цикл или иллюстрация к литературному сочинению. В его картинах человек главный герой времени, он создает историю.