«Каким был славным для России XVIII век. Победа над турками – освобождение Крыма и исконно наших причерноморских земель… Деяния князя Потемкина. Военные гений Суворова, триумф побед России определили во многом моральный климат русского общества», – писал в своей книге-исповеди «Россия распятая» Илья Сергеевич Глазунов. Не раз художник подчеркивал значение для русской истории политики монархов Российского государства.

Одним из первых московских коллекционеров он собрал лучшую коллекцию портретов и произведений искусства, посвященных русским императорам и императрицам. Особенно поражает, что это происходило в советское время, когда приверженность или любовь к Императорской России была под запретом. Сегодня их можно увидеть в Музее сословий России – уникальной экспозиции Московской государственной картинной галереи Ильи Глазунова, созданной по авторскому проекту художнику, передавшего в дар Москве свое уникальное собрание произведений русского и европейского искусства.

В собрании Ильи Сергеевича Глазунова немало произведений живописи, гравюр, предметов декоративно-прикладного искусства созданы по заказу русской императрицы Екатерины II или представляют образ великой монархини. Почитание ее деяний и преобразований, неустанно заботящейся о благе огромного государства и каждого отдельного своего подданного, ярко проявило себя в изобразительном искусстве русских и европейских мастеров XVIII и XIX веков.

Умная, энергичная, европейски образованная – она внесла существенный вклад в развитие всех сторон жизни России, в том числе и ее культуры.


28 июня 1762 года на русский престол взошла императрица Екатерина II. Почти 35 лет ее правления по праву считаются одним из самых ярких периодов отечественной истории, получившим название «Золотой век» Российской империи.

Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) была просвещенной монархиней, известны ее письма с французским философом-просветителем Вольтером, писателем, драматургом и просветителем Дени Дидро, у которого она особенно интересовалась изданием энциклопедии. Значительны были и успехи внешней политики императрицы: русский флот прошел через океан и Средиземное море, возвестил грекам свободу и разбил турецкий флот в Чесменском заливе, благодаря чему турецкий султан уступил русским Новую Сербию, Азов, Таганрог и позволил свободно выходить по Черному морю, а также признал независимость Крыма. К великим военным победам также следует отнести сражения в устье Днепра, взятие Очакова, Хотин, Бендеры, Измаила и покорение Грузии. В результате Ясского мира в 1792 году Днестр был определен границею, и за Россией было упрочено владение Кавказом; в результате раздела Речи Посполитой были присоединены к России западная Украина, Белоруссия и Литовские земли.

С первых дней правления Екатерины II все портреты императрицы и аллегорические композиции были призваны представлять современникам и потомкам образ мудрой, справедливой и просвещенной правительницы. Такой она предстает на парадном портрете императрицы Екатерины Великой, автором которого является выдающийся русский портретист Федор Рокотов.

Портрет звучит как прославляющая ода императрице. Государыня изображена в рост возле трона, в роскошном платье и подбитой горностаем золотой мантии. На ее груди – цепь первого российского ордена Святого Андрея Первозванного, учреждённого в 1698–1699 годах Петром I как высшая государственная награда. Через правое плечо перекинута лента с крестом учреждённого в 1769 году самой императрицей ордена Святого Георгия (она стала и первым его кавалером). Слева, из-под мантии выглядывает звезда ордена Святого Георгия. Эти знаки отличия символизируют следование Екатериной II политике Петра I.

Уверенной рукой она держит скипетр – символ монаршей власти – и указывает на другие царские регалии: державу и усыпанную бриллиантами большую императорскую корону. В тени – бюст Петра I в лавровом венке и мраморная доска с надписью «Начатое свершает», что является символом того, что в деле реформирования России она считает себя преемницей первого русского императора.

Портрет понравился императрице. Она заказала художнику написать несколько таких изображений. Произведение из коллекции Ильи Сергеевича Глазунова относится к одному из лучших рокотовских вариантов.


Коронация Екатерины II проходила 22 сентября 1762 года в Успенском соборе Московского Кремля. Празднества продолжались до мая 1763 года. Событие, разумеется, должно было быть запечатлено в исторических картинах и в портретах. Первая серия рисунков, фиксирующих приезд в Москву и торжественную коронацию новой императрицы, была создана по инициативе организатора коронационных торжеств князя Н.Ю.Трубецкого. «Государыня указать соизволила», чтобы французский художник Ж.-Л. Девельи (1730-1804) «для снятия коронационной церемонии» стоял «при каждом объекте в способном месте». Используя наброски с натуры, Девельи при поддержке князя Григория Орлова представил Екатерине свой замысел изображения коронации. Рисунки Девильи исполнял вместе с помощником – русским художником-перспективистом М.И.Махаевым, который рисовал архитектурные формы. Они работали вместе сначала в Москве (1763 г.), а затем около 5 лет в Петербурге. В 1772 г. 12 рисунков были окантованы в рамы красного дерева и, обретя самостоятельное значение, украсили одну из комнат дворца.

Незадолго до своей смерти Екатерина II решила заказать гравюры по рисункам Девельи и Махаева. Было подготовлено 12 медных досок и в 1796 г. завершены несколько произведений. К сожалению, смерть императрицы прервала работу по гравированию.

В 1827–1830 годах гравер А.Г.Ухтомский по распоряжению министра императорского двора князя П.М.Волконского отпечатал с девяти досок по 20–25 оттисков. Это те отпечатки, которые дошли до нас в крупных музейных собраниях и стали известны как «Альбом гравюр к описанию вшествия в Москву и коронования Государыни Императрицы Екатерины II».


На протяжении всего времени правления императрицы в гравюре печатали изображения портретов Екатерины Великой с живописных оригиналов русских и европейских художников. Среди гравюр XVIII века в коллекции И.С.Глазунова находятся «Портрет императрицы Екатерины II» по оригиналу Торелли, «Портрет Екатерины II (Великой)» по оригиналу Ротари и «Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме» по оригиналу Шибанова.

Особенно Илья Сергеевич Глазунов любил офорт, изданный для Екатерины II «Царскосельская крестьянка ста восьми лет, окруженная сыновьями». Аллегорическое изображение было создано одним из ведущих мастеров в России, работавших в технике меццо-тинто или «черная манера» английским гравером Джеймсом Уокером (1748-1808) с живописного оригинала датского художника В.Эриксена «Столетняя царскосельская обывательница с семьей» 1771 года (в настоящее время картина хранится в собрании Государственного Русского музея).


В 1770-е – 1780-е года был создан миниатюрный портрет Екатерины II в образе Минервы. Екатерину II, как впрочем, и других российских монархов, в поэтических произведениях прямо или косвенно отождествляли с божеством. Образ императрицы чаше всего связывали с мифологическими персонажами и с именами Добродетелей: Минервой – богиней Мудрости и Силы, Фемидой – богиней Правосудия и Справедливости. Имя Минервы сочетало в себе качества воительницы, не уступающей в доблести Марсу, и мудрой покровительницы наук и художеств.


В 1762 году в Санкт-Петербургском монетном дворе была отчеканена медаль на вступление на престол императрицы Екатерины II (Медальеры Т.И. Иванов и И.Г. Вехтер). На лицевой стороне – императрица в короне, платье, с орденской лентой через правое плечо. На оборотной стороне помещена аллегорическая композиция: две фигуры (аллегории Веры и России) держат над алтарем вензель Екатерины, который коронует лучезарная дева, олицетворяющая Промысел Божий.

Медали с изображением императрицы зачастую использовались и при изготовлении новых для XVIII века предметов дворянской культуры. Например, в собрании Ильи Глазунова есть Табакерка с коронационной медалью Екатерины II и гербами Российских городов империи. Когда впервые в России появились табакерки такого типа, сказать достаточно сложно, но вряд ли ранее середины XVIII века, так как среди богатейшего собрания табакерок в Эрмитаже нет предшествующих царствованию императрицы Екатерины II. К редким экземплярам относится и табакерка из коллекции Ильи Сергеевича Глазунова.


Интерес к личности императрицы Екатерины Великой и событиям ее правления не проходили и в XIX столетии. Ранее уже упоминалось, что торжественная коронация императрицы в гравюрах была отпечатана в XIX веке. К этому же периоду принадлежит и ряд памятников в собрании Ильи Глазунова. К ним относятся фарфоровая скульптура «Императрица Екатерина II –законодательница» (Западная Европа (Германия) и гравированные портреты императрицы из издания Д.А. Ровинского, выпущенные в Санкт-Петербурге в «Экспедиции заготовления государственных бумаг».

В начале 1861 года Академия наук назначила конкурс на проект памятника Екатерине II, приуроченный к 100-летию ее восшествия на престол. В собрании И.С.Глазунова представлен памятный платок, изготовленный во второй половине XIX века в Товариществе ситценабивной мануфактуры Альберта Гюбнера – «Императрице Екатерине II (1762-1796) в царствование императора Александра II в Санкт-Петербурге». Платок был выпущен в память об открытии в Санкт-Петербурге памятника императрице 24 ноября (6 декабря) 1873 года.



Политические, социальные и культурные преобразования императрицы Екатерины II вдохновили многих русских и европейских художников, принадлежавшим к разным историческим эпохам и работавших в разных видах изобразительного искусства. Мастера прославляли правление Екатерины Алексеевны, представляли ее мудрой и просвещенной монархиней, создавали аллегорические композиции. Все эти произведения составили галерею образов великой российской императрицы Екатерины II, сберечь и передать потомкам которую удалось и великому русскому художнику Илье Сергеевичу Глазунову.