Roadswarban

80 лет назад наша страна одержала Великую Победу, которая определила на десятилетия будущее всего мира и навсегда осталась в истории как самая грандиозная по своему масштабу.

В произведениях Ильи Сергеевича Глазунова подвиг русских солдат и радость Великой Победы тесно переплетается с горечью утраты. Великая Отечественная война 1941–1945 годов началась, когда И.С. Глазунову было 11 лет. Во время Ленинградской блокады на глазах будущего художника умерли от голода почти все его близкие, отец и мать. Самого истощенного мальчика успели спасти. Академик медицины, главный патологоанатом Северо-Западного фронта Михаил Федорович Глазунов, – дядя художника, – вывез его из блокадного Ленинграда. Ледовая дорога через Ладожское озеро стала воистину “Дорогой жизни” для юного мальчика, где в деревенской глуши Новгородской области Илья Сергеевич находился в эвакуации два с половиной года с февраля 1942 года. Как только была снята блокада, четырнадцатилетний Илья Глазунов смог вернуться в Ленинград в сентябре 1944 года. Незабываемо тяжелые годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, свидетелем которых был художник, Илья Сергеевич Глазунов описал в своей автобиографической книге “Россия распятая”.

На основе личных впечатлений от пережитого Илья Глазунов воплотил в своих произведениях образ великой народной трагедии. Тяжелые воспоминания об атмосфере тех трагических дней воссозданы им в произведениях, отличающихся особой выразительностью и пронзительностью образов. Среди них, картины “Память детства. Ленинградская блокада” (1956, 2004), “Воспоминания о матери. Ленинград 1942 год” (2001), “Военная зима” (1976), “За водой” (1978) и другие.

Одним из самых трагичных образов, поражающих своим реализмом и глубиной психологических характеристик, является графическое произведение “Голод” (1956). Перед зрителем предстает не просто изможденный человеческий образ – это подлинная боль души, реквием о сотнях тысяч мирных граждан, умерших от голода и болезней, бомбежек, воспоминание о дорогих и близких людях, которых ничто и никто не заменит и не вернет, откровение о первом испытании в жизни.

“Дороги войны” (1957) – первая монументальная картина Ильи Сергеевича Глазунова, отразившая образ великой народной трагедии и событие истории, о котором молчало современное ей искусство советской эпохи. Обращение молодого художника к подобному сюжету в 1957 году было чрезвычайно смелым поступком. Тему Великой Отечественной войны в живописи соцреализма преподносили в свете героической борьбы или Победы, но никак не предшествовавших ей поражений. В многофигурном драматическом полотне (2,5х5 м) Илья Глазунов хотел выразить тяжелые воспоминания своего детства об отступлении советских войск 1941 года. Впоследствии в автобиографической книге “Россия Распятая” художник описывал сцену, свидетелем которой он стал 11-летним мальчиком: “Я помню, словно это было вчера, как сквозь клубы пыли и дыма нескончаемым потоком шли солдаты, беженцы, стада овец, словно гонимые бурей войны. Каждую минуту из разорванных грозовых туч могли появиться немецкие самолеты. Смерть, горе, рев моторов… золотая рожь вдавлена в землю гусеницами танков…”.

Центром композиции стала группа людей, собравшихся у деревенского колодца, чтобы утолить жажду и отдохнуть после долгой дороги. Среди них – солдаты и женщины, дети и старики, те, кто ранен, и кто потерял близких…и все герои объединены единым чувством тревоги перед страшным бедствием, которое принесет еще много утрат и горя. В каждом персонаже читается своя история и психология, каждый по-своему переживает происходящее. А на заднем плане под сгустившимися грозовыми тучами нескончаемой вереницей тянутся беженцы.

Картину “Дороги войны” И.С. Глазунов готовил как дипломную работу в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, однако замысел пришел к художнику задолго до окончания учебы. В течение нескольких лет он собирал подготовительный материал, создал многие живописные и графические этюды и зарисовки. За два месяца до окончания учебы руководство института наотрез отказалось допустить картину к защите, назвав ее антисоветской, искажавшей правду и смысл Великой Отечественной войны. По настоянию педагогов художник подготовил другую дипломную работу, но замысел свой не оставил. Позднее, завершив картину “Дороги войны”, И.С. Глазунов представил ее на знаменитой пятидневной выставке, которая проходила в служебном помещении Манежа в 1964 году. Но и тогда вердикт цензоров Союза художников СССР оставался неизменным. Выставка была закрыта как противоречащая советской идеологии, а полотно – передано в Дом офицеров, где впоследствии бесследно исчезло.

Сегодня познакомиться с композицией картины “Дороги войны” возможно благодаря авторскому повторению 1985 года (находится в собрание Государственного музея искусств им. А. Кастеева в городе Алма-Ате). В фондах Галереи Ильи Глазунова хранятся подготовительные работы к картине: общий цветовой эскиз, а также натурные этюды и зарисовки. Эти работы, выполненные с легкостью и мастерством, демонстрируют поиск художником типажей для будущей картины.

В числе особенно выразительных этюдов – портрет светловолосого солдата, прищурившегося на солнце. Этюд был выполнен для персонажа, в котором, по словам И.С. Глазунова, он хотел воплотить “собирательный образ вечного воина русской истории”. У этого героя также был реальный прообраз из детских воспоминаний художника, описанный им на страницах книги “Россия Распятая”: “…выцветшая гимнастерка с кругами пота, темное от загара лицо, синие брызги глаз под выгоревшими пшеничными бровями. В руках, как чашу богатырскую, он держит наполненное до краев водой железное ведро, сверкающее на солнце…”. В картине солдат улыбается девушке с коромыслом, которая дала ему напиться, и словно говорит ей: “Ничего, мы скоро вернемся!”. Этот немой диалог героев введен художником в композицию как мотив надежды в окружающем смятении народной беды.

Образом-символом чувств, которые испытывают наши соотечественники в День Великой Победы, стала картина “Мать героя” (1986). Согбенный силуэт женщины, не дождавшейся сына с войны, предстает на фоне праздничного салюта, с проникновенной силой искусства напоминая о тех, кто ценой собственной жизни и жизни близких проложил нам дорогу в великое будущее.

Народной трагедии военного времени посвящена картина “Земля – 1945 год” (1986). Художник создал образ ветерана войны, вернувшегося домой в опустевшую деревню. Рассеивая по ветру горсть родной земли, он задумался о том, как много жизней было отдано за нее, вспомнил о тех, кто навсегда остался в братских могилах в чужих далеких землях, о тех, кто отстаивал честь и свободу великой России. В лице солдата скорбь о павших, но за его спиной вспаханная земля, пугало одетое в форму немецких солдат и голубое безмятежное небо, в котором нет больше вражеских самолетов. Все это становится символом воскрешения родной страны и надежды на новую мирную жизнь.

Произведения и воспоминания Ильи Сергеевича Глазунова о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, о блокаде Ленинграда – одни из самых красноречивых и пронзительных исторических документов. Созданный художником правдивый образ нашего народа на пороге долгого и страшного пути, каким для миллионов людей стала Великая Отечественная война, сегодня приобретает еще большую ценность.

Великая Победа будет всегда жить в наших сердцах и в памяти последующих поколений, являясь примером самоотверженности и мужества в борьбе с нацизмом, патриотизма и беззаветной любви к России.