Неорусский стиль Виктора Васнецова. Иконы и декоративно-прикладное искусство
К 175-летию со дня рождения художника
Вклад в возрождение русских традиций в искусстве конца XIX – начала XX века внес выдающийся русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Его искусство, жизненный путь привели к созданию уникального национального направления, в котором отразились эстетические, этические и богословские чаяния русского общества того времени. Новое направление в области изобразительного искусства, начатое Васнецовым и продолженное в произведениях русских художников, основывалось на национальном наследии, но выражалось исключительно в новой форме, главным признаком которой стала красота и поэтичность образа.
В своей автобиографической книге “Россия распятая” Илья Глазунов писал: “для меня, бесспорно, что великий Васнецов, как и его друг Суриков, положили начало русской исторической живописи, возрождению славянской античности – допетровской Руси во всей ее несказанной красоте и силе богатырской”.
Илья Сергеевич Глазунов более полувека собирал коллекцию икон XV– начала XX веков, деревянной скульптуры, которая когда-то была частью убранства русских церквей. В собрании представлены и произведения иконописи и декоративно-прикладного искусства, созданные по рисункам В.М.Васнецова.
Оформление зала не случайно решено в традициях неорусского стиля начала XX века. Именно в этот период открылась миру художественная красота и глубокое внутреннее содержание русской иконы.
В экспозиции зала яркой декоративностью и живописностью выделяется икона “Богоматерь с младенцем”, которая повторяет образ Богоматери из местного ряда иконостаса Владимирского собора в Киеве, написанный В.М.Васнецовым в 1885-1896 годах. “Мое искусство – это свеча, зажженная перед ликом Божьим, – писал В.М.Васнецов, – Состязаться со святыми иконописцами я не рискую, но искать у них вдохновения считаю обязательным”.
Васнецов был увлечен до самозабвения работой в храме, считал ее одним из важнейших дел всей своей жизни, называя ее “путем к свету”. “Я крепко верю в силу идей своего дела, я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела – как украшение храма, – считал В.М.Васнецов, – Пусть мое исполнение будет несовершенно, но я знаю, что я прилагал все свои силы к делу плодотворному”.
В иконописном искусстве Виктор Васнецов сохранил византийские традиции в выборе сюжетов, в общей иконографической схеме, но при этом привнес свое видение, часто отступая от канона, создавая свой оригинальный вариант, трактуя христианскую историю через призму осмысления ее в рамках русского православия и истории России. В его композициях слились воедино иконописные мотивы с приемами монументальной картины или декоративного панно.
Образ Пресвятой Богородицы, отражающий национальный идеал материнства и заступничества, звучит лейтмотивом всей религиозной живописи Виктора Васнецова. Не случайно художника называли создателем “русской Мадонны”. Полон пленительного очарования далеко не канонический, а скорее глубоко личностный образ Богоматери: она представлена совсем юной, сидящей в пол-оборота, с застенчивым взором, нежно прижимающей к себе Младенца, который своими огромными, бездонно-глубокими глазами с испугом смотрит на мир.
В наше время вызывает особый интерес неорусский стиль в мебели – стиль русского возрождения, который вдохновлялся красотой допетровской Руси. В конце XIX – начале XX века это было поистине новым словом в истории мирового искусства во всех его разносторонних проявлениях: архитектуре, живописи, убранстве интерьеров и мебели.
Особое восхищение вызывает мебельный гарнитур, созданный по эскизам В.М.Васнецова в Москве с применением чеканки по латуни, напоминающей своей техникой оклады православных икон. Этот удивительный по своей красоте и необычности творческого замысла гарнитур не знает себе равных ни в России, ни в Европе тех лет.
В наши дни почти никто не вспоминает о страстной и непримиримой гражданской позиции В.М.Васнецова. Накануне революционных потрясений начала XX века он встал в ряды тех, кто сплотился для сохранения вековечных основ русской государственности, и вступил в ряды “Союза русского народа”, основной целью которого было развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо Российской империи. По эскизу В.М.Васнецова был создан серебряный знак “Союз Русского Народа”, на котором изображен Георгий Победоносец поражающий копьем дракона. Он был учрежден в 1907 году и официально существовал вплоть до 1917 года. Этот знак вышит и на хоругви “Союз русского народа”, представленной в экспозиции зала. Таких уникальных образцов практически не сохранилось в России.
Сохранением этих уникальных произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства мы обязаны великому русскому художнику, автору и создателю экспозиции “Музей сословий России” Илье Сергеевичу Глазунову.
“Пусть всем нам и всегда будут памятны слова величайшего русского национального художника В.М.Васнецова, – писал Илья Глазунов, – “Мы тогда только внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим на развитие своего родного русского искусства, то есть когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов, и сумеем в своем истинно национальном отразить – вечное не преходящее …”