Banner rus

В течение всей своей творческой деятельности И. С. Глазунов предстает, как выдающийся знаток русской культуры. С юности, еще будучи учеником Средней художественной школы при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Илья Сергеевич глубоко интересовался историей своей страны. Он совершил поездки по заповедным городам России: Плес, Углич, Старая Ладога, Нижний Новгород, Луга, Заволжье, Кинешма и др. Его интересовал быт русского народа, традиционный фольклор, крестьянские костюмы, архитектура городов и православных соборов Волги и Заволжья. После таких поездок он привозил сотни рисунков и этюдов, в которых запечатлел красоту этих провинциальных городков, воплотил сильные и мужественные характеры русских людей, с которыми встречался, беседовал, слушал предания и легенды.

В 1963 году главный редактор журнала «Огонек» А. В. Сафронов предложил Илье Сергеевичу создать иллюстрации к издаваемому в библиотеке «Огонька» собранию сочинений писателя П. И. Мельникова-Печерского. К этой ответственной работе Илья Сергеевич был уже подготовлен своим философским пониманием и знанием старообрядческого движения, возникшего в России в середине XVII века. И, кроме того, большим объемом своих талантливых графических зарисовок с натуры Заволжья.

Илья Сергеевич едет в Нижний Новгород, в Заволжье, в город Семенов, на озеро Светлояр, где согласно народным легендам, под водами скрыт «до времени означенного» град Китеж. И вновь привозит бесценный материал, который лег в основу его будущих иллюстраций к произведениям П. И. Мельникова-Печерского.

Своеобразие и неповторимость иллюстраций художника, посвященных этим произведениям, а также очеркам и рассказам писателя, заключается, прежде всего, в огромной эмоциональной насыщенности каждого листа. Глубоко переживаемый художником литературный материал писателя, воспевшего мир навсегда ушедшего заволжской Руси – позволяет ему решать каждый графический лист, как мощную монументальную картину, в строгих и законченных пластических формах, передающую самый «дух» старообрядческого заволжского бытования. Иллюстративный цикл, предлагаемый зрителю, отличается также множество интересных композиционных находок, точно и свежо передающих особенности природы Заволжья.

Подлинный шедевр русской иллюстрации – это «Возвращение Дуни». Зритель словно слышит звон «колокольца» под дугой. А впереди - бескрайние просторы Заволжья…

И. С. Глазунов – блестящий портретист. И здесь, в его портретах словно оживают: веселая Фленушка, строгая мать Манефа, алчный и циничный Алексей, богобоязненный Гриша, женщины-старообрядки, юродивые.

Творчество И. С. Глазунова далеко превзошло скромные задачи книжного оформления. Его цикл – это самостоятельная, внутренне продуманная и органично выстроенная графическая серия, способная производить впечатление и создавать настроение на уровне живописного таланта художника. Графический цикл к произведениям П. И. Мельникова-Печерского можно назвать вершиной в истории русской и советской реалистической иллюстрации, который по праву вошел в сокровищницу отечественного изобразительного искусства.