8.                                                          .                               . 1827 1829   .

Коллекция русского фарфора и стекла представлена в Галерее Ильи Глазунова в уникальной экспозиции “Музей сословий России”, созданной выдающимся русским художником, собирателем и меценатом Ильей Сергеевичем Глазуновым. Его коллекция, переданная в дар городу Москве, удивляет большим количеством редких и особо ценных на сегодняшний день произведений искусства. Среди экспонатов декоративно-прикладного искусства – изделия Императорского фарфорового и стеклянного заводов, частных заводов Гарднера и Братьев Корниловых, а также редкий по форме и цветовой палитре заварочный чайник из села Гжель Московской губернии.

Расцвет основных традиционных центров по производству фарфора и стекла, а также ведущих мануфактур и фабрик, возникновение и развитие большого количества частных производств в России приходится на конец XVIII – начало XIX века.

В XVIII веке в России стали открываться стекольные предприятия. Одним из них владел князь Г.А.Потемкин, после смерти которого, оно отошло в казну и получило название Императорского стеклянного завода, славившегося красотой и роскошью своих изделий. К концу XVIII столетия в России уже было построено около 80 стекольных фабрик, а после Отечественной войны 1812 года их количество уже достигало 146.

В производстве цветного стекла Императорский завод не знал себе равных ни в России, ни в Европе. Благодаря трудам великого русского ученого М.В.Ломоносова, оставившего в результате 4000 опытов более 60 рецептов “цветной материи”, в Петербурге умели варить стекло синее и фиолетовое, алое и молочное, зеленое и бирюзовое, желтое, черное и многие другие. С особым успехом разноцветное стекло применялось при изготовлении посуды, которая декорировалась тонкой изящной золотой и серебряной росписью классических орнаментов и вензелями. Особенно мода на цветное стекло в России появилась в начале XIX века – его очень любила российская императрица Александра Федоровна. В галерее Ильи Глазунова представлены образцы изделий из кобальтового стекла XIX века, изготовленные на Императорском стеклянном заводе.

В конце XVIII века на пике популярности было молочное стекло очень близкое по своим качествам к фарфору. Зачастую в такой технике создавался накладной медальон, который помещался на изделие из бесцветного стекла или хрусталя.

Сегодня очень редки в музейных собраниях хрустальные бокалы и графины, посвященные прославлению императора Александра I и его полководцев, выпущенные в честь победы над Наполеоном. После Отечественной войны 1812 года Императорский стеклянный завод изготовил уникальную серию бокалов, графинов, кубков и стопок с портретами не только государя, но и славных русских полководцев, а также надписями прославляющих триумф Российской империи. В собрании Ильи Глазунова есть несколько таких предметов 1810-х годов: графин с портретом императора Александра I, кубок с портретом графа М.И.Платова, стакан “Бородинская битва”, кубок “Москва отмщена, Европа спасена, Франция возстановлена взятием Парижа 19 марта 1814 года” и бокал “Ликуй, Москва! В Париже росс!”.

Значимой частью коллекции являются и предметы из сервиза для дворца “Коттедж” в садово-парковом ансамбле “Александрия” (Петергоф). Сервиз был заказан императором Николаем I на Императорском стеклянном заводе в 1827–1829 годах для дворца, выстроенного архитектором А.А.Менеласом в неоготическом стиле в Александрийском парке Петергофа и подаренного императором супруге, императрице Александре Федоровне.

Сервиз выполнен по рисунку русского художника-пейзажиста Ивана Алексеевича Иванова, работавшего инвентором (автором, изобретателем, создателем рисунков для изделий) на Императорском стеклянном заводе. Автором семейного герба императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны (венок из белых роз, как символ императрицы, и рыцарский меч, как символ императора), а также девиза “за Веру, Царя и Отечество”, размещенного на каждом изделии сервиза, был поэт Василий Андреевич Жуковский.

Сервиз изготовлен из бесцветного хрусталя с накладкой из цветного кобальтового стекла, украшенного резной гранью, росписью эмалью и золотом, и предназначался для ужинов, десертов и чая; первоначально состоял из 530 предметов. Позже, в 1835 году, он был удвоен и затем, вплоть до эпохи Николая II, дополнялся предметами с неизменным синим гербом. Большая часть сервиза сейчас хранится в музее “Петергоф”.

Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу императрицы Елизаветы Петровны, стал первым в России и третьим в Европе. Именно здесь талантливый русский ученый Дмитрий Иванович Виноградов, друг М.В.Ломоносова, открыл секрет изготовления фарфора. Фарфор, созданный Виноградовым, не уступал по качеству саксонскому, а по составу был даже ближе к китайскому.

Расцвет императорского фарфорового завода связан с периодами правления императоров Александра I и Николая I. Начиная с эпохи Александра I и до конца 1860-х годов, особое место в выпуске изделий завода занимали вазы. Большие парадные вазы гармонично вошли в интерьер эпохи ампира и стали настоящим украшением залов.

К шедеврам произведений Императорского фарфорового завода в коллекции Ильи Глазунова относятся парные вазы 1828 года, предназначавшиеся для украшения интерьера. Автор росписи И.Тычагин – один из ведущих художников по фарфору того времени. Их высота составляет 64 см. Вазы украшены композициями с цветочно-плодовыми натюрмортами, исполненными виртуозной живописной росписью. Вся поверхность дополнена золотыми орнаментами с античными мотивами. Особым изяществом отличаются ручки в виде женских крылатых фигур с цветочными корзинами на головах.

В 1820-е годы в моду вошло копирование на изделиях из фарфора произведений западноевропейской, русской живописи, портретов царствующих особ и известных деятелей Российского государства. Например, среди декоративных тарелок в галерее можно увидеть “Вид на Петропавловскую крепость” (1820-е годы), центральную часть которой занимает копия с произведения художника С.Ф.Галактионова “Вид на Неву со стороны Петропавловской крепости” 1821 года, а также тарелку с портретом Великого князя Константина Павловича.

В первой половине XIX века в России возникает множество частных фарфоровых заводов. Первым частным производством стал завод англичанина Франца Гарднера, основанный в 1754 году в деревне Вербилки, близ города Дмитрова под Москвой. Гарднер стремился создать лучшее производство фарфора в России, который мог бы заменить импортный саксонский фарфор. Он изучил глину в разных губерниях России, чтобы найти подходящие образцы, и лучшей оказалась так называемая “глуховская глина”, найденная им в Малороссии в Черниговской губернии. Для воплощения идей и обучения русских учеников он пригласил лучшие иностранных мастера – профессора Женевского Университета Франца Гаттенберга (которого вскоре вызвали в Петербург для заведования Императорским фарфоровым заводом) и известного немецкого художника по фарфору Кестнера.

Завод Гарднера славился великолепной посудой и скульптурой, не уступавшей по качеству европейской, необычайным многообразием тематики росписей, и даже после возникновения в России большого количества частных производств, продолжал занимать лидирующие позиции в производстве модного фарфора.

В 1811 году в с. Горбуново Дмитровского уезда, недалеко от Сергиева Посада под Москвой, был основан частный завод А.Г.Попова. Продукция этого завода отличалась высоким качеством фарфора, большим разнообразием форм и выразительностью росписи, но при этом отвечала вкусам самых различных слоев населения: главной составляющей успеха производства стала относительно недорогая стоимость изделий. Изделия завода Попова были ориентированы, в первую очередь, на массового потребителя. Именно здесь делали лучшую на тот момент практичную и недорогую трактирную посуду.

Особенностью художественного стиля изделий завода Попова стали присутствовавшие на многих произведениях красочные цветочные композиции, выполненные в особых вставках-медальонах – мушелях. Мушели помещались на сплошь окрашенном ярком фоне синего, зеленого, красного или желтого цветов. Активно использовалась позолота.

В 1835 году на Выборгской стороне Петербурга, в деревне Полюстрово, М.В.Корнилова, вдова купца 3 гильдии С.В.Корнилова, основала завод по производству фарфора. Управляли им 5 ее сыновей, поэтому он получивший название “Завод Братьев Корниловых”. Он был оснащен по последнему слову техники, здесь работали лучшие мастера, приглашенные Корниловой с ведущих производств фарфора: заводов Попова, Гарднера, Батенина, Гитнера, а для подготовки собственных специалистов завод Братьев Корниловых заключил договор с воспитательным домом на обучение учеников.

В отличие от завода Гарднера здесь использовали глину из многих уголков России, а также из-за рубежа – Франции, Англии и Финляндии. Значительное место в тематике росписей занимали виды Петербурга, часто использовались орнаментальные мотивы – древнерусские или византийские. В фондах галереи хранится удивительная по своей красоте и богатству орнаментов и цветовой палитры тарелка “С народом через народ и для народа” из Кремлевского сервиза (1840-е годы), изготовленная по эскизам художника Ф.Г.Солнцева, полностью украшенная византийскими орнаментами по золотому фону. В отдельном круглом медальоне размещен герб России – двуглавый орел с изображением Георгия Победоносца.

Искусство русского фарфора XIX века связано с деятельностью не только крупных, но и огромного количества мелких частных заводов, которые были расположены, в основном, в Гжельском керамическом районе, который славился своими белыми глинами. Мастера Гжельского куста зачастую открывали живописные заведения прямо у себя дома. Они создавали собственные формы посуды, разрабатывали иные приемы росписи, делали многокрасочную цветную роспись: гирлянды, букеты, корзины с цветами.

В галерее экспонируется необычный по форме и цветовой палитре заварочный чайник середины XIX века, изготовленный в Гжели. В наши дни считается, что Гжельская роспись – это только синие кобальтовые цветы по белому фону. Однако в истории развития данного промысла существовали и образцы, созданные по моде конкретной эпохи. Например, представленный чайник расписан красками сиреневых оттенков, а отдельные детали полностью покрыты золотом.

Императорский фарфоровый и стеклянный заводы были главными в Российской империи производствами. Они формировали стили и направления, создавали произведения декоративно-прикладного искусства служившие образцами для подражания. Частные заводы выполняли не только государственные заказы, но и ставили своей целью удовлетворять запросы самых разных слоев населения.