Banner

Ильи Сергеевич Глазунов − художник, чье искусство в равной степени принадлежит XX и XXI векам. На склоне жизненных лет мастер не только не прекратил свою творческую и общественную деятельность, но в 2000-х воплотил ряд наиболее масштабных замыслов, среди которых написание монументальной исторической картины «Раскулачивание», создание галереи на Волхонке и Музея сословий России – сокровищницы русской культуры. В эти годы во многих городах страны и за границей с успехом прошли персональные выставки художника. Начало нового века отмечено также новыми свидетельствами признания: Илья Глазунов стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» за выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства и образования.

В фокусе выставки, приуроченной к 88-летию со дня рождения И.С. Глазунова, − картины, появившиеся на свет в последнее пятнадцатилетие, многие из работ художник не успел показать зрителю при жизни, и теперь они экспонируются впервые. Эти произведения – отражение размышлений мастера последних лет, исповедь человека, умудренного колоссальным жизненным опытом: чередой страшных испытаний и головокружительных взлетов. На картинах выставки − нежные воспоминания о юности и любви, пейзажи, сюжеты русской истории, продолжение цикла «Город» и образ одного из наиболее близких по духу поэтов художнику − Александра Блока с его таинственной Незнакомкой.

Теме русской революции И.С. Глазунов посвятил многие главы своей автобиографической книги «Россия Распятая» и многие живописные произведения. Изучая различные источники, постигая причины и масштабы национальной катастрофы, художник вновь в поздний период творчества обратился к этим трагическим страницам русской истории в картинах «Невский в канун революции» (2003) и «Перед отречением» (2009). Вторая работа отсылает к моменту принятия одного из важнейших решений XX века − отречения последнего императора от престола, произошедшего на станции Дно. Лицо Николая II в вагоне поезда освещено тревожным красным светом закатного солнца, предвещающим кровавые последствия его выбора и скорую гибель царской семьи.

Закономерно обращение мастера в поздний период творчества к Библейской тематике. Картины И.С. Глазунова на сюжеты Евангелия – не иллюстрации, а раздумья о вечных темах: вере и предательстве, жертвенности и лицемерии, страдании и искуплении, как например Христос в терновом венце в работе 2010 года «Несение креста». Произведение «Изгнание торгующих их храма» (2011) утверждает воинственную суть Спасителя. Подобная трактовка Христа, не как безвольной искупительной жертвы, но как сурового гонителя торговцев из храма, увлекающего людей на борьбу со злом, была наиболее близкой художнику, который считал, что христианин должен быть человеком с активной жизненной позицией.

Картина «Радуга. Русская земля» (2009) отсылает к многочисленным поездкам художника по старинным русским городам, передает его любование красотой нашего отечества. Большую роль в раскрытии художественного образа И.С. Глазунов всегда отводил изображению неба. Простираясь во всю ширь над рекой, белокаменным храмом, лесами и равнинами, могучие облака и радуга рождают величественный собирательный образ русской земли. К важному для отечественной живописи мотиву И.С. Глазунов обратился в произведении под названием «У дороги» (2014). Герой картины – путник, греющийся у костра и погруженный в глубокие размышления наедине с собой.

На последнем автопортрете, представленном на выставке под названием «И снова весна» (2009), художник-мыслитель с благородной сединой волос изобразил себя в характерной для его поздних работ темпераментной живописной манере. Здесь мы видим сквозные мотивы творчества И.С. Глазунова: образ одиночества – согбенная фигура на фоне заснеженного Петербурга и цветущая сирень, как символ весны и вдохновения. Второй образ наиболее созвучен этой выставке, которая является очередным свидетельством вечной жизни вдохновения художника в его по-прежнему волнующих произведениях. Почти год миновал с момента ухода из жизни Ильи Сергеевича Глазунова, но у зрителя все еще есть возможность прикоснуться к пока неизвестным страницам творческой биографии мастера, и кто знает, последним ли…