Илья Глазунов. Художник и театр / Спальня графини
Спальня графини
1981 год
Эскиз декорации П.И. Чайковского «Пиковая дама»
Картон, темпера. 60х90 см.
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
«Спальня графини» – декорация к четвертой картине второго действия. В этот момент на сцену, где в кресле отдыхает старая графиня, через потайную дверь выходил Герман. По замыслу И.С. Глазунова, свет в комнате должен был постоянно меняться. При общем мраке мертвенно зеленый луч высвечивал фигуру графини, что вызывало ощущение ужаса и смерти.
Мерцающий свет лампад и камина отражался бликами на золочёной лепнине и роскошных резных обрамлениях картин и старомодной ширмы, которые напоминали об ушедшей эпохе. Холодные тени, то исчезающие, то вырастающие, контрастировали с тёплым светом камина. В игре теней словно оживали неясные фигуры украшающей ширму пасторали. Полупрозрачным привидением выступал из тени и парадный портрет графини, замыкая собой призрачный хоровод её воспоминаний о далёкой молодости.
В этой сцене есть несоответствие – рассказывая о своей юности, проведенной во Франции, старуха поет арию из оперы Гретри «Ричард Львиное Сердце», которая была написана только в 1784 году. Действие оперы «Пиковая дама» происходит в конце XVIII века, и этой композиции еще не существовало во времена предполагаемой молодости графини. П.И. Чайковский не стремился сделать оперу исторически точной, ему важна была именно эстетическая составляющая эпизода.
Ритмическим повторением портрета графини, словно в непроявленном негативе, выступал силуэт Германа, застывшего в нерешительности перед вторжением в не принадлежащий ему мир грёз. Художнику удалось показать пребывание каждого из героев в своих, оторванных от реальности иллюзиях. Фигуры стояли, отвернувшись друг от друга в разные стороны. Графиня не догадывалась о присутствии Германа, а ему казалось, что вся его жизнь в руках этой женщины.
Таким образом, расположение фигур, умело переданное сложное освещение, насыщенная и контрастная цветовая гамма передавали мистическую странность и неестественность происходящего, и напряжение в столкновении двух личностей в предстоящей сцене: угрожая графине пистолетом, Герман пытался выведать тайну трех карт, но пожилая женщина не выдержала испуга и скончалась. В этот момент в комнату входила Лиза и обвиняла Германа в том, что ему нужна была не ее любовь, а лишь тайна старой графини.